«Исключительно локальная инициатива»

Александр Прищепа, директор по закупкам молока Данон Украина, о работе по улучшению системы обеспечения сырьем.


 

Как и когда возникла идея льготного кредитования производителей молока?

Молочное производство – бизнес, требующий довольно больших инвестиций. Сегодня основные средства находятся в плачевном состоянии, зачастую используются несовременные технологии. В итоге низкая эффективность: маленькие надои, большое количество людей, занятых на производстве молока, высокая себестоимость. Поставщики постоянно вынуждены привлекать заемные средства для пополнения оборотных средств, не говоря уже о покупке нового оборудования и увеличении поголовья. Мы как переработчики понимаем, что для развития молочного производства необходимо обеспечить производителей доступными, я не говорю дешевыми, кредитами. И наша программа компенсации процентной ставки создана для того, чтобы сделать их такими. Мы и в предыдущие годы помогали поставщикам, предоставляя предоплату за поставляемое молоко. Данная программа позволит увеличить их объем финансирования.

Программа родилась во взаимодействии с банком. Сама проблема – дороговизна кредитов – была очевидна. Необходимо было найти банк, который смог бы этим заниматься и которому было бы это интересно. Мы обратились в Индекс-банк. Свою роль сыграла их специализация. Во Франции банк Credit Agricole (владелец Индекс-банка) знают девять фермеров из десяти. Но программа льготного кредитования сельхозпроизводителей – исключительно локальная инициатива. Только после того как разработали концепцию и обговорили все детали, мы проинформировали свой головной офис, а банк – свой.

В Украине на самом деле не так много банков, которые могли бы и хотели бы заниматься кредитованием аграрного сектора. Возможно, потому, что у Credit Agricole есть определенная история работы с сельхозпроизводителями в разных странах, и политика, которую они проводят здесь, также направлена на кредитование сельхозпроизводителей. Это достаточно специфичное кредитование. Здесь, помимо банковской экспертизы, нужно иметь и отраслевую, чтобы понимать, насколько эффективно работает хозяйство, окупятся ли инвестиции, когда и в каком объеме.

В рамках программы мы планируем, что наши поставщики смогут привлечь порядка 20 млн. грн. кредитных ресурсов на срок до одного года. Под эту сумму Данон Украина выделены внутренние средства на компенсацию процентной ставки по кредитам. Сейчас у нас есть несколько проектов на общую сумму 15-16 млн. грн. Наши поставщики молока уже обратились в банк за финансированием и прошли проверку. Выдача кредитов находится на стадии согласования.

Представьте, что перед вами угрюмый несговорчивый фермер. Какими словами вы попробовали бы за 30 секунд убедить его в необходимости сотрудничества с Данон Украина?

Я почти семь лет занимаюсь закупками молока, но за полминуты мне еще никого никогда не удавалось убедить (улыбается). Если говорить об основных аргументах, то самый сильный из них: мы – стабильная компания. Кроме того, что покупаем молоко, мы помогаем развиваться поставщикам, поддерживая их технологически, информационно и финансово. При этом платим рыночную цену и надежны как покупатель. Ведь проблема нерегулярности платежей на рынке так или иначе существует. Возможно, не зимой, но в летний период она актуальна.
Программа льготного кредитования – дополнительный аргумент, чтобы работать с нами, особенно для тех, кто действительно планирует развиваться: расширяться либо модернизироваться. Развиваться на собственные деньги не может практически никто из сельхозпроизводителей, так как они не генерируют достаточные денежные потоки. Если хочешь совершить быстрый скачок, изменить технологии, обязательно потребуются кредитные ресурсы.

На какие результаты рассчитывает компания в ходе реализации проекта? Какие показатели хотелось бы улучшить?

Мы хотели бы увеличить размер средств, привлекаемых для кредитования поставщиков. Если до недавнего времени мы кредитовали собственными средствами на сумму около €1 млн. в год, то теперь этот размер увеличится минимум в два раза. Предполагаем, что поставщики, получившие кредиты в рамках программы, смогут увеличить до 5% производство молока. Ожидаем, что программа позволит улучшить его качественные показатели, а также эффективность производственного процесса.

Что касается долгосрочных перспектив, то, будучи специалистами по производству йогуртов, в последнее время мы подумываем о вертикальной интеграции, строительстве крупных ферм. Это относится не только к Данон Украина, но и к Danone в целом. Подобный подход – часть глобальной стратегии. Кредитование же является исключительно прерогативой банка, и когда этот рынок будет достаточно хорошо развит, к тому же  позволят экономические и политические условия, то кредиты будут стоить достаточно дешево. Тогда отпадет необходимость в том, чтобы Danone выступал промежуточным звеном между производителем сельхозпродукции и банком. Они будут общаться напрямую.

Кстати, в мире много примеров, когда в аналогичной схеме вместо переработчика участвует государство: в странах ЕС, в России, даже в Украине это есть. Если говорить об Украине, то дотирование молочного и мясного производства существует сравнительно давно. Однако с 1 января текущего года изменилась система распределения дотаций за сданное молоко, и пока довольно много вопросов к новой системе. Можно критиковать старую, но она работала. Все, кто производил молоко и сдавал его на переработку, получали дотацию. Сейчас есть определенная уверенность, известен размер дотации, которую могут получить как сельхозпроизводители, так и индивидуальные производители молока, но непонятна сама процедура и механизм, каким образом эти дотации будут распределяться. Отсутствует работающая схема, и существуют большие сомнения, что, к примеру, индивидуальные производители молока смогут эту дотацию получить. То количество документов, которое необходимо собрать, и визитов в различные инстанции, которые нужно совершить, ставит под сомнение целесообразность получения дотаций для индивидуальных производителей и оставляют пространство для злоупотреблений. Мы собираемся помогать поставщикам с получением дотаций, но, предполагаю, что на этом пути возникнет довольно много сложностей.

Мы – за прозрачность рынка и схемы распределения дотаций. В данном случае схема стала непрозрачной. Я сказал бы, что государство создает нам дополнительные сложности, которые мы должны преодолевать, вкладывая в это свои силы, ресурсы и время. Молочная индустрия тратит на это деньги, снижает собственную эффективность, что в итоге отражается на конечном потребителе в виде повышения цен.

Кроме кредитной программы, над чем вы еще работаете?

Порядка 80% молока в стране производится в частном секторе. Если мы посмотрим на него внимательнее, то увидим, что он состоит из жителей деревень среднего или выше среднего возраста, у которых в среднем 1,7 коровы на человека. В течение последних лет отмечена негативная тенденция по снижению как поголовья в частном секторе, так и объемов поставок молока. Это связано прежде всего с демографической ситуацией на селе. При этом производство молока в частном секторе важно для страны в целом, так как более 60% молока, которое перерабатывается промышленно, поступает на молокозаводы из частного сектора.

Между тем есть большие сомнения в эффективности нынешней модели. Думаю, вряд ли она сможет и дальше существовать в таком виде. Концепция всех наших проектов по развитию частного сектора состоит в укрупнении индивидуальных производителей и трансформации их в семейные фермы, потому что если ты имеешь одну-две коровы, то для тебя это, наверное, просто традиция. Когда же у тебя будет их 5-15, то это уже маленький бизнес. За счет производства молока ты сможешь кормить себя, свою семью, возможно, и создавать рабочие места. При этом владелец даже десяти коров не обладает такой переговорной силой, как в союзе с другими сельхозпроизводителями. Соответственно почти во всех странах, где существует мелкотоварное сельское хозяйство, производители объединены в более крупные организации.

На Западе небольшие производители сельхозпродукции объединены в кооперативы, которые в свою очередь объединены в союзы, ассоциации, представляющие их интересы, защищающие и помогающие получать лучшие условия работы на рынке. Вот это и заложено в нашу концепцию. Как первый шаг – создание кооперативов. Сейчас они созданы и начинают сбор молока в Херсоне, Крыму, Днепропетровске, Кировограде и Запорожье.

А чем отличается демоферма от кооператива?

Демоферма – это следующий этап, относительно крупное производство молока, больше ста коров. Мы планируем, что такая ферма будет принадлежать кооперативу. Она станет своего рода учебным центром для всех фермеров, желающих научиться производить молоко правильно. Но она будет функционировать и как обычное предприятие, то есть производить молоко.

Тренинги будут проводить в основном сотрудники самой фермы. Данон может проводить тренинги, касающиеся качества молока, его безопасности, то есть по тем вопросам, которые являются компетенциями компании. Сейчас разрабатываем отдельные программы по развитию наших поставщиков, они также включают в себя набор тренингов и обучение более эффективному производству молока. Возможно, будем учить и управлению денежными потоками.

Залишити відповідь