Это направление очень важно для нас».
Геннадий Радченко, директор по корпоративным связям и коммуникациям «Нестле Украина» об инвестировании 1 млн. евро в проект производства кулинарных приправ
Региональное развитие
Citroen включается в гонку
«Citroen – новиЧок на рынке Украины, и сегодня наша основная цель – представить эти автомобили во всех точках страны», – таким образом описал приоритет в работе на ближайшее время Вячеслав Карпусь, генеральный директор компании «Франсавто» (официальный импортер Citroen, входит в структуру «АИС»). В нынешнем году компания намерена увеличить дилерскую сеть до 33 центров, а в 2008 г. – до 44 (в конце 2006 г. их было 23).
На днях открыт автоцентр в Киеве, который должен обеспечить 70% продаж автомобилей этой марки в столице (пропускная способность центра – 60 автомобилей в сутки). В его строительство инвестировали $2,5 млн. До конца года в столице появится еще один подобный центр. Помимо этого, в течение полутора лет в Киевской области планируется построить целую автомобильную деревню Citroen (с автосалоном, автосервисом, складами запчастей и автомобилей и т. д.).
В последние несколько лет представители различных автомобильных брендов в Украине все более активно развивают географическое присутствие и активизируют маркетинговую деятельность. Вскоре, к примеру, Peugeot откроет центр на территории 2 га. Показательно с точки зрения развития рынка и то, что намерены усилить свое присутствие в Украине премиальные бренды. Фирменный автосалон Alfa Romeo уже появился, а в сентябре будет открыт концептуальный центр Infiniti.
Макроэкономика
Торгуемся… с СНГ
По данным Госкомстата, в январе-мае 2007 г. экспорт товаров из Украины составил $19 млрд., импорт – $23 млрд., что на 34 и 35% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Отрицательное сальдо составило $3746,9 млн. (в январе-мае 2006 г. – $2710,3 млн.).
Основной рынок сбыта для отечественных производителей – страны СНГ (36,3% от общего объема). Далее следуют Европа (32,4%, в основном страны ЕС), Азия (20,1%), Африка (5,8%), Америка (5,3%). Объемы экспорта в СНГ выросли за указанный период в 1,6 раза, тогда как в страны ЕС – на 33%. Основным рынком сбыта остается Россия (25%), за ней следуют Турция (7,4%), Италия (6,8%), Польша и Германия (по 3,5%), Беларусь (3%), Казахстан (2,6%). Импорт из стран СНГ также наиболее весомый (46% от общего объема).
Украинское правительство прогнозирует, что экспорт в 2008 г. вырастет на 24%, импорт – на 15,5%.
Основные статьи экспорта, $ млрд.
- Черные металлы – 6,609
- Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности – 1,648 (основные статьи – продукты неорганической химии и удобрения)
- Изделия из черных металлов – 1,244
- Котлы, машины, аппараты и механические устройства – 1,013
- Электрические машины и оборудование – 0,729
Основные статьи импорта, $ млрд.
- Энергетические материалы; нефть и продукты ее перегонки – 6,931 (основные статьи – каменный уголь, сырая нефть и газовый конденсат, природный газ)
- Полимерные материалы, пластмассы – 1,216
- Котлы, машины, аппараты и механические устройства – 2,688
- Наземные транспортные средства, кроме железнодорожного – 2,670
- Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности – 1,942 (основная статья – фармацевтическая продукция)
По данным Госкомстата за январь-май 2007 г.
Исследование
Центральная и Восточная Европа уступили Китаю и Индии в инвестпривлекательности
Регион Центральной и ВостоЧной Европы испытывает видимые трудности в убеждении инвесторов в своих преимуществах. Таковы выводы обзора инвестиционной привлекательности европейских стран за 2007 г. «Европе необходимо обновление!», обнародованного компанией «Эрнст энд Янг». Результаты исследования 2007 г. показали, что регион Центральной и Восточной Европы уступил Китаю второе место в рейтинге региональной привлекательности для прямых иностранных инвестиций, которое европейцы стабильно удерживали в предыдущие годы. В частности, с точки зрения рынка труда, число инвесторов, отдавших предпочтение Центральной и Восточной Европе, снизилось с 27 до 18% (в 2005 г. и 2006 г. соответственно). Инвесторы останавливают свой выбор на Азии для размещения производственных мощностей и центров обработки вызовов (call-центров).
Инвесторы полагают, что европейскому региону необходимо повысить гибкость, упростить административные процедуры и усилить поддержку инноваций. При этом 71% инвесторов убеждены, что привлекательность региона будет повышаться.
При этом Европа в целом все еще занимает первое место по привлечению ПИИ. Количественный прирост проектов прямого инвестирования в 2006 г. составляет 15,2% (в 2005 г. этот показатель был на уровне 5,3%). По количеству проектов ПИИ лидирует Велкобритания (19,4% от общего числа), второе место занимает Франция (16%), третье – Германия (8%). Страны Центральной и Восточной Европы привлекли лишь 26% инвестиционных проектов.
Слияния и поглощения
Украинские страховщики меняют гражданство
По решению Кабмина 25% + 1 акция ОАО «Национальная акционерная страховая компания «Оранта» будут проданы «крупной надежной компании, которая сможет выполнить обязательства НАСК по выплате обесценившихся сбережений граждан учреждений бывшего Госстраха». Именно так описала суть условий продажи глава ФГИ Валентина Семенюк. Согласно условиям конкурса претендент должен не менее пяти лет вести прибыльную деятельность в сфере страхования или денежного посредничества, иметь международный аудит за 2003-2005 гг. и т. д. (НАСК «Оранта» входит в тройку крупнейших украинских компаний классического страхования).
Сейчас компанию контролирует казахский банк «ТуранАлем» через структуры, связанные с ним. Именно его эксперты называют среди основных потенциальных покупателей доли, выставленной на продажу.
Концентрация акций страховой компании в руках крупных иностранных инвесторов – уже вполне оформившаяся тенденция на украинском рынке. Причем инвесторы все больше заинтересованы в продвижении компаний. К примеру, в феврале 2007 г. немецкая группа Allianz, выкупив 49% акций «РОСНО» у АФК «Система», сразу объявила о планах ребрендинга и соответственно проведения рекламной кампании в Украине.
Весенняя рекламная кампания СК «Дженерали Гарант» (ранее «Гарант-Авто») и «Дженерали Гарант Страхование жизни» (ранее – «Гарант-Лайф») была призвана продемонстрировать объединение сильных брендов – украинского и глобального. «Оранта» в начале года выделила около $30 млн. на продвижение в течение трех лет.
Вопрос номера
На автомобильном рынке игроки объявили о скором выпуске беспрецедентно дешевых автомобилей. Заявленный самый дешевый – Тата. Именитые бренды: Nissan, Renault, Mitsubishi готовят аналогичные предложения, хотя классическая теория маркетинга гласит о том, что бренд не должен одновременно находиться в разных сегментах.
На какие экспериментывы готовы пойти поддавлением рынка?
Экспериментов или хотя бы разработок должно быть много – бронирование через Интернет, регистрация на рейс в онлайн за 24 часа до полета и др. Мы вложили 100 млн. фунтов стерлингов в обновление бизнес-класса Club World на дальнемагистральных маршрутах. Для программы создано кресло, которое позволяет телу пассажира принимать позицию, близкую к условиям нулевой гравитации.
Наталья Мартыненко, коммерческий директор British Airways в Украине
Мы постоянно экспериментируем, потому что невозможно впечатлить людей, всего лишь оправдывая их ожидания. Хотя постоянное стремление к инновациям временами оборачивается угрозой потери клиентов.
Совершить креативный прорыв, создав что-то неожиданное, даже рискуя потерять клиента – вот настоящий вызов.
Мартин Аллес, генеральный директор Ogilvy Group в Украине
В 2005 г. исследования показали, что наши посетители хотят покупать кофе из зерен. Европейские менеджеры опасались, что это может повлечь снижение продаж: такой кофе дороже и на его приготовление уходит больше времени. В Украине на запуск проекта по всем ресторанам ушло 1,5 года. Но в итоге продажи выросли на 6%.
Олег Гончаренко, менеджер по маркетингу «МакДональдз Юкрейн»