«Вымпелком» рассматривает возможность выкупа долей Altimo и Telenor в капитале оператора Golden Telecom. Стоимость 44% акций, на которые претендует покупатель, составляет $1,1 млрд.
Инвестиции
«Лайнер мечты» готовится к первому полету
Boeing на своем сбороЧном заводе в Эверетте (США) презентовала пассажирский лайнер нового поколения – Boeing-787 Dreamliner («Лайнер мечты»). Предыдущая выкатка нового коммерческого самолета состоялась еще в 1995 г., когда был представлен Boeing-777.
По словам главы Boeing Джима Макнерни, «Лайнер мечты» произвел настоящую революцию в отрасли. Впервые в конструкции фюзеляжа и крыльев 50% деталей переведены из алюминия на композиты на основе углеродного волокна. За счет этого Dreamliner стал заметно легче своих предшественников и, что немаловажно, расходует примерно на 20% меньше топлива. Вдобавок Boeing-787 вырабатывает на 25% меньше углекислого газа, нежели подобные модели. От нынешних крылатых машин лайнер отличается более широкими проходами между рядами, большими иллюминаторами, усовершенствованной автоматикой по поддержанию влажности воздуха, повышенной грузоподъемностью и др. В зависимости от компоновки Dreamliner сможет принять на борт от 210 до 330 пассажиров и перевезти их на расстояние от 10460 до 15770 км.
Свой первый полет Boeing-787 совершит в августе-сентябре, а коммерческая эксплуатация лайнера начнется в мае 2008 г. после сертификации и получения летных разрешений. И все же самолеты расхватали, как горячие пирожки. Хотя цена Dreamliner – от $146 до 200 млн., очередь на него выстроилась уже до 2015 г. Всего было заказано 677 машин. Это рекорд – ни разу в истории гражданской авиации не было такого числа заказов на самолет, не выполнивший еще ни одного полета.
По оценке аналитиков, «Лайнер мечты» может вызвать перевес Boeing в соперничестве с Airbus, чей самолет подобного класса А-350 появится на рынке только в 2013 г. К тому же против него играют «репутационные издержки» концерна. В целом компании по-разному видят будущее самолетостроения. Европейский концерн сделал ставку на двухэтажный аэробус A-380 вместительностью до 500 пассажиров. Американцы решили пойти другим путем: их Dreamliner менее вместителен, зато экономичнее. К тому же Airbus делает ставку на крупные международные аэропорты-хабы, которые смогут принимать столь огромные лайнеры. По мнению европейцев, в будущем маршрутная сетка останется стабильной, перевозчики будут лишь увеличивать число людей, переправляемых из одного аэропорта в другой. Прогноз Boeing иной – перевозчики пойдут по пути диверсификации маршрутов, значит, будущее за относительно небольшими самолетами, которые сможет принять аэропорт среднего уровня и которые будут летать до пункта назначения, минуя хабы.
Поглощения
Недетские сделки на детском рынке
ФранцузскаЯ Groupe Danone за 12,3 млрд. евро приобретает голландскую Royal Numico – крупнейшего производителя детского питания в Европе. Данная сделка является частью глобальной стратегии Danone, которая, по словам СЕО компании Франка Рибуда, предусматривает фокусировку на выпуске полезных для здоровья продуктов – прежде всего молочных продуктов и напитков. Недавно компания стала крупнейшим акционером российского «Вимм-Билль-Данна», доведя свою долю до 18,36%. А в начале июля французы объявили о продаже своего подразделения по выпуску печенья и крупяных продуктов американской Kraft Foods за 5,3 млрд. евро. Этот бизнес был самым маленьким и наименее динамичным в структуре Danone: в 2006 г. он обеспечил 2,2 млрд. евро продаж, или 18% совокупного оборота группы.
Для новой стратегии французской группы Numico – идеальный актив. Так, Danone занимает лидирующее положение в сегменте детского питания на французском рынке и имеет хорошие позиции в Юго-Восточной Азии, однако в других странах она представлена слабо. Голландцы занимают 40% европейского рынка детского питания (хотя также представлены в сегменте продуктов для больных и людей пожилого возраста), а также закрепились в развивающихся странах. В прошлом году бизнес компании в Азии и Латинской Америке в среднем добавил 23%. Чистая прибыль Numico в 2006 г. составила $202 млн.
Тем самым, резюмируют эксперты, поглощение поможет Danone достичь двух целей. С одной стороны, наступательной: соответствовать уровню ближайшего конкурента – Nestle, который весной купил крупнейшего в США производителя детского питания Gerber. С другой – оборонительной, ведь бизнес Danone станет крупнее, и его привлекательность как объекта для поглощения со стороны PepsiCo или Coca-Cola снизится.
Правда, при этом аналитики уверены: за актив французы очень переплачивают. Сумма, которую намерена выложить Danone, соответствует 25,4 EBITDA Numico, хотя обычно производители детского питания продаются за 20-22 EBITDA. К тому же нынешняя оферта втрое выше той, которую Nestle предложила за Gerber ($5,5 млрд.). Такой дисбаланс означает: цены на производителей детского питания растут благодаря большим перспективам развития рынка.
Альянсы
Железнодорожники выступят единым фронтом
Девять крупнейших железнодорожных компаний Европы объединились в альянс, цель которого – успешно конкурировать с авиакомпаниями-дискаунтерами на рынке пассажирских перевозок. Британская Eurostar, немецкая Deutsche Bahn, французская SNCF совместно с голландскими, австрийскими, швейцарскими и бельгийскими компаниями инвестировали в проект под названием Railteam 30 млн. евро. Железнодорожники надеются уже к 2010 г. довести пассажиропоток с нынешних 10 млн. до 25 млн. человек, а также отвоевать у низкобюджетных авиалиний (прежде всего Ryanair и ЕasyJet) 5% транспортного рынка Европы.
Пока авиакомпаниям удается переманивать клиентуру у железнодорожников благодаря удобству заказов, низкой стоимости билетов и меньшей продолжительности путешествия. Зная это, участники Railteam усилят свои конкурентные позиции за счет ряда мер.
Во-первых, с 2009 г. альянс собирается ввести систему единого билета (в том числе электронного) от пункта отправки до пункта назначения при наличии пересадок. Если пассажир не успеет на пересадку, билет будет предусматривать возможность сесть в другой подходящий поезд. «Главная идея Railteam – предоставлять онлайновые данные о стоимости билетов, поездках любой дальности, пересадках равно как и заказывать билеты по Интернету. Сейчас это невозможно», – говорит глава Eurostar Ричард Браун.
Во-вторых, ценовая политика будет более привлекательной, чем у авиаперевозчиков. Уже сейчас перелет из Берлина в Мюнхен стоит 180 евро, цена билета на проезд по тому же маршруту поездом – 140 евро. Помимо этого, будут введены и международные системы скидок и льгот.
В-третьих, почти вдвое сократится время на поездки на скоростных поездах. Сегодня железнодорожный транспорт может развивать скорость 320 км/ч. Это, в частности, будет возможно благодаря развитию западноевропейской высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая уже объединяет 100 крупнейших городов Европы. Наконец, Railteam заверяет: выбросы в атмосферу от железнодорожных перевозок составляют лишь десятую часть выбросов в атмосферу от самолетов.
По оценкам участников Railteam, предпосылки для успешной реализации проекта есть. Eurostar зафиксировал 39%-й рост продаж билетов за первые три месяца 2007 г. на скоростные поезда, которые следуют с удобными пересадками в Средиземноморье и Альпы.
Топ-кадр
МВФ может опять достаться французам
Французский политик и один из лидеров социалистической партии Доминик Стросс-Кан был выставлен единым кандидатом от ЕС на пост директора-распорядителя Международного валютного фонда. Тем самым 27 министров экономики и финансов стран Евросоюза поддержали французскую гегемонию в международных финансах. Как известно, Жан-Клод Трише руководит ЕЦБ, Паскаль Лами – ВТО, Жан Лемьер – ЕБРР.
Голос объединенной Европы – решающий в вопросе назначения главы фонда. По неписаной, но уже 60 лет соблюдаемой традиции США выдвигают президента Всемирного банка, а европейские страны – директора-распорядителя МВФ. Альтернативные кандидаты на вакантную должность вряд ли появятся. Теоретически их еще могут выдвинуть развивающиеся страны, которые давно настаивают на усилении своего веса в фонде. Но пока они вряд ли могут рассчитывать на поддержку единой Европы и США, имеющих решающие голоса в совете директоров МВФ. Так, Польше в итоге пришлось отозвать кандидатуру своего экс-министра финансов Марека Бельки.
Впрочем, как отмечают некоторые обозреватели, выдвижение 58-летнего социалиста – серьезный вызов для МВФ, который после отставки Родриго де Рато по семейным обстоятельствам был вправе рассчитывать на приход профессионала, а не политика. Биография Стросс-Кана неразрывно связана с политикой. В 1997-1999 гг. он занимал пост министра экономики и финансов, записав себе в актив снижение дефицита бюджета, подготовку страны к переходу на евро, а также подготовку приватизации France Telecom. В 1999 г. ушел в отставку из-за обвинений в получении взяток от коммерческих компаний, хотя позднее был оправдан. В 2006 г. Стросс-Кан хотел выдвигать свою кандидатуру на пост президента Франции, но уступил на выборах внутри соцпартии Сеголен Руаяль.
Поглощения
Сырьевой передел
Rio Tinto – австралийско-британская горнодобывающая компания, третья по величине в мире по объему продаж – сделала предложение о приобретении канадского производителя алюминия Alcan. Актив оценили в $38,1 млрд. Сумма, впрочем, вполне обоснованная: в 2006 г. Alcan выпустила 3,4 млн. т алюминия, получив $23,64 млрд. выручки и $1,79 млрд. чистой прибыли, капитализация – $32 млрд.
Возможно, именно Rio в итоге станет для канадцев тем самым спасителем, который избавит ее от враждебного поглощения со стороны их главного конкурента – американской Alcoa, выдвинувшей оферту в $27,93 млрд. В мае совет директоров Alcan отклонил это предложение, назвав его неадекватным стоимости активов компании. Тогда-то по рынку поползли слухи, что к Alcan присматриваются такие металлургические гиганты, как BHP Billiton и Rio. Из них официальное предложение об объединении сделал только последний.
Между тем для Rio (впрочем, как и для BHP Billiton) производство алюминия не является основным бизнесом, хотя компания обладает достаточным опытом в сфере его производства и продаж и входит в десятку крупнейших производителей. По оценке Credit Suisse, сделка с Alcan способствовала бы увеличению доли алюминия в EBIT покупателя с 9 до 30%. При этом прибыль компании в 2008 г. возрастет на 7%. Сама Rio ожидает синергетического эффекта от сделки на уровне $600 млн.
Возможное объединение международных гигантов изменит расстановку сил в алюминиевом секторе. Оно поможет обеим корпорациям удержаться на рынке, 35% которого уже захватили россияне и китайцы. Сейчас мировым лидером является UC Rusal, созданная в результате слияния «Русала», «Суала» и Glencore. В 2006 г. она выпустила около 4 млн. т первичного алюминия. Alcoa занимает второе место (3,55 млн. т), Alcan – третье (3,4 млн. т). По прогнозам некоторых экспертов, если Rio поглотит Alcan, то она станет №1 на рынке, а BHP Billiton может претендовать на Alcoa. В таком случае UC Rusal окажется единственной крупной компанией, специализирующейся только на алюминии.
По данным британского аналитического агентства Informa Telecoms&Media, сейчас в мире на 2,3 млрд. абонентов мобильной связи приходится 3 млрд. sim-карт. К 2009 г. количество пользователей достигнет 3 млрд., а sim-карт – 4 млрд.
Кадровые перестановки
Глава UBS поплатился за хеджирование
Совет директоров одного из крупнейших инвестиционных банков мира – швейцарского UBS – отправил в отставку генерального директора Петера Вуффли, при этом даже отказавшись предоставить ему почетное место в своих рядах. Для рынка это стало неожиданностью: Вуффли пребывал на посту с 2003 г., а два года назад поставил рекорд по полученной прибыли (8,5 млрд. евро).
Официальных причин такого решения совет директоров UBS не сообщил. Но эксперты едины во мнении: спешная отставка была вызвана неудачей хедж-фонда Dillon Read Capital Management, идеологом которого и выступил Вуффли. Именно он в 2005 г. основал фонд и выделил на его финансирование $3,5 млрд. с расчетом на то, что фонд сможет привлечь средства внешних инвесторов. Первые шесть кварталов прибыль Dillon Read росла, но руководство не смогло привлечь достаточно средств. В октябре 2006 г. UBS сообщил о снижении доходности фонда. А в марте этого года Dillon Read оказался в списке фондов, пострадавших вследствие кризиса ипотечного рынка США. В результате прибыль UBS в I квартале 2007 г. упала на 7%, и фонд пришлось закрыть. В итоге банк потерял $300 млн., а котировки его акций за считанные дни упали на 10%.
Новым гендиректором UBS назначен член совета директоров Марсель Ронер. До сих пор он занимал должность главы управления по работе с VIP-клиентами. Многие предполагают, что топ-менеджер, ранее работавший в сфере доверительного управления, направит деятельность банка в это русло. Сам он заявил, что компания под его руководством не будет менять курс и продолжит делать акценты на private banking и инвестиционном бизнесе.