Руководство Украины не допустит срыва контракта с КНР в ВТС и осложнения двусторонних отношений – ФСК "Море"

Украинские спецэкспортеры обеспокоены угрозой срыва крупного, объемом более $300 млн, контракта с КНР в военно-технической сфере (ВТС) и ожидают адекватной реакции руководства страны по обеспечению выполнения взятых на себя обязательств в одной из важнейшей сфер двусторонних украинско-китайских отношений.

Как сообщил агентству "Интерфакс-Украина" генеральный директор ОАО "Феодосийская судостроительная компания "Море" (ФСК "Море", АРК) Виталий Кривенко, реализация заключенного в 2009 году государственной компанией "Укрспецэкспорт" контракта на строительство и поставку в Китай малых десантных кораблей на воздушной подушке (МДКВП) на мощностях ФСК "Море" находится под угрозой срыва в связи с применением с 2010 года для предприятий ОПК закона о государственных закупках.

"Необходимость предусмотренного законом проведения тендерных закупок для работающих в жестких рамках исполнения внешнеэкономических контрактов предприятий "оборонки" влечет за собой недопустимый перенос сроков исполнения заказов, их срыв", – отметил В.Кривенко. При этом он подчеркнул, что заключение контракта с КНР на поставку МДКВП было осуществлено на нормативной базе, не предусматривавшей применение процедуры тендерных закупок для ОПК.

По словам собеседника агентства, дальнейшее применение закона о тендерных закупках в ОПК рассматривается сегодня как системная, имеющая долгосрочные и многосторонние негативные для отрасли и государства последствия проблема, требующая оперативного решения.

При этом гендиректор компании акцентировал внимание на негативных последствиях применения закона о госзакупках для "оборонки" в перспективе.

"Вопиющим следствием применения этого закона является то, что общедоступная информация о тендерных закупках в оборонном секторе – это удар по коммерческим интересам, а значит, по конкурентным позициям наших спецэкспортеров на мировых рынках. Это, в том числе, и риски демпинговых действий со стороны иностранных конкурентов, и более жесткие для Украины условия заключения экспортных контрактов", – пояснил В.Кривенко.

Он отметил, что связанные с действием в ОПК закона о госзакупках риски – это сугубо украинская, внутренняя проблема.

"Особую тревогу и недоумение вызывает то, что это сугубо внутренняя проблема Украины, поскольку международная практика не предусматривает применение тендерных процедур в "оборонке". Во всем мире деятельность оборонных предприятий регламентируется специальными законами", – сказал собеседник агентства.

Касаясь текущих рисков, связанных с выполнением китайского контракта, гендиректор также выделил проблему не возмещения НДС.

"При заявленной ФСК "Море" по итогам 2010 года сумме возврата НДС в размере 18,28 млн грн, подтвержденной налоговыми органами сумме возврата в 6,33 млн грн, предприятие не получило ни копейки. При этом контролирующие органы "за завышение бюджетной компенсации" наложили на компанию штраф в размере 361,2 тыс. грн, хотя, в соответствии с Налоговым кодексом, штрафы в объеме более 1 грн могут применяться после 30 июня 2011 года", – уточнил он.

По словам руководителя компании, ситуация с возмещением НДС для исполнителя важного экспортного контракта в 2011 году только ухудшилась: "Уже в июне ФСК "Море" может приостановить закупку товаров и услуг в рамках контракта в связи с критической ситуацией по возврату НДС", – сообщил он.

Как напомнил В.Кривенко, переговоры по заключению контракта на поставку в КНР МДКВП длились более пяти лет. Они проходили на фоне жесткой конкурентной борьбы, а выполнение контракта гарантировано специальным украинско-китайским межправительственным соглашением в сфере ВТС.

"Уверен, что руководство Украины располагает необходимыми инструментами для решения проблемных вопросов данного значимого экспортного контракта и они будут сняты с повестки дня в ближайшее время", – сказал он.

По данным источников агентства в ОПК страны, объем заключенного в 2009 году контракта на поставку КНР МДКВП оценивается – около $350 млн. Речь идет о строительстве и поставке четырех кораблей, из них два должны быть построены в Украине, два – в КНР с участием украинских специалистов.

МДКВП способен перевозить 150 тонн груза, в том числе до трех средних танков или до 500 военнослужащих десантных войск. Может передвигаться со скоростью более 60 узлов (около 120 км/ч) по земле, воде, льду и преодолевать преграды типа "вертикальная стенка" высотой 1,5 м. Десантный корабль оснащен пятью газовыми турбинами мощностью 5 л. с. каждая.

Фонд госимущества Украины планирует на июнь проведение конкурса по продаже 100% акций ОАО "ФСК Море".

В госкомпании "Укрспецэкспорт", вошедшей в создающийся по решению правительства госконцерн "Укроборонпром", ситуацию с реализацией контракта с КНР на поставку МДКВП не комментируют.

Согласно озвученным в ходе прошедшего в Пекине накануне официального визита в КНР президента Украины Виктора Януковича в сентябре 2010 года 6-го заседания межправительственной украинско-китайской координационной комиссии по вопросам ВТС, Украина и Китай планируют к 2012 году нарастить объемы ВТС до $1,2 млрд.

Как отмечала в ходе заседания китайская сторона, военно-политическое руководство КНР уделяет значительное внимание перспективам развития ВТС с Украиной и считает его важнейшей составляющей двусторонних отношений.

Согласно оценкам экспертов, КНР входит в число перспективных партнеров Украины в ВТС, включая военно-морскую тематику, авиапром, двигателестроение, ракетное вооружение.

По некоторым оценкам, в динамично меняющейся геополитической обстановке Киев заинтересован в переводе украинско-китайского военно-политического и военно-технического сотрудничества из проектной в стратегическую плоскость.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь