Спотовые ставки на морскую транспортировку нефти, росшие в начале 2011 года из-за событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в апреле обрушились до значений тяжелого для танкерного рынка 2010 года, следует из отчета морского брокера Platou.
Так, среднее значение ставок на фрахт супертанкеров в апреле едва достигало отметки в $12,8 тыс. в сутки, что в 2,4 раза меньше, чем в марте этого года, и в 4,3 раза меньше, чем в апреле 2010 года. Минимальные ставки на VLCC были зафиксированы в конце прошлого года на уровне $6 тыс. Ставки для танкеров-суэцмакс в апреле достигали $18,9 тыс., что вдвое меньше, чем в марте, и в 1,5 раза меньше, чем год назад. Такие низкие значения, сравнимые с апрельскими, наблюдались в сентябре прошлого года.
Эксперты по-прежнему видят причину в избытке тоннажа на рынке и недостаточно активном спросе на танкеры большой вместимости. "Фрахтователи не спешат забирать суда для своих майских отправок и не боятся любых существенных изменений ставок", – пишут аналитики фрахтового дома Fearnleys в своем обзоре, указывая на уверенность фрахтователей в том, что они в любом случае смогут найти суда для своих перевозок, и отсутствие ажиотажа, которое приводит к стагнации и снижению стоимости фрахта.
Ставки на суда меньшего дедвейта, афрамаксы, снизились не так значительно – до $16,3 тыс. в апреле с мартовских $18,8 тыс. По сравнению с апрелем 2010 года стоимость фрахта упала на 56%.
Рынок морских перевозок нефтепродуктов на всем протяжении фрахтового кризиса выглядит более уверенно: ставки в апреле укрепились и показали рост на 57% к марту (до $14,8 тыс. за LR2). Это чуть ниже значения за апрель прошлого года – тогда цена транспортировки достигала $16,7 тыс. Что касается небольших судов класса MR (45 тыс. тонн дедвейта), ставки на перевозки этими танкерами выросли в апреле к марту на 18%, до $13,4 тыс., к апрелю прошлого года – на 60%.
"Нынешняя картина по всем секторам перевозок вполне в духе тенденции последних месяцев – низкая волатильность ставок продолжает подтверждать тот факт, что все сегменты рынка перенасыщены тоннажом", – отмечает Platou.
Как сообщалось, на мировом танкерном рынке сложилась тенденция к замедлению хода судов. "Когда суда начинают замедлять ход, грузоотправителям требуются дополнительные танкеры. Это естественным образом поглощает избыток тоннажа (который препятствовал росту ставок – ИФ)", – поясняет аналитик Jefferies Co Дуг Мавринак.
Операторы флота прибегают к замедлению хода судов, в частности, для экономии топлива. При скорости в 14 узлов супертанкер ежедневно сжигает 90 тонн бункерного топлива, тогда как при скорости в 10 узлов (без груза) – 25 тонн, отмечает швейцарский брокер Riverlake Shipping SA.
В текущем году запланирована приватизация 25% акций крупнейшего российского и второго в мире по размеру флота пароходства – группы "Совкомфлот". Предполагалось, что продажа пройдет в конце этого года, однако представители правительства и компании не раз отмечали, что спешки в приватизации нет (скорее всего, она пройдет в форме IPO), и ее сроки будут напрямую зависеть от ситуации на мировом фрахтовом рынке, который пока находится в кризисе.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».