Реорганизация
EADS – французам, Airbus – немцам
Президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель договорились об отмене механизма двойного руководства EADS. При учреждении аэрокосмического концерна в 2000 г. Франция и Германия договорились о балансе интересов: у компании появились два гендиректора и два председателя совета директоров, представлявших обе страны. Это было вызвано тем, что в EADS обе стороны владеют практически равными долями: 22,5% принадлежат правительству Франции и французской Lagardere, столько же – немецкой DaimlerChrysler (включая подконтрольные ей 7,5%, которые в начале года были проданы немецким компаниям). Теперь двойная схема признана неэффективной и громоздкой. Именно она послужила причиной задержки выпуска лайнера Airbus А380 летом 2006 г., которая обернулась потерями в 572 млн. евро.
В такой ситуации было принято решение о перераспределении постов. Француз Луи Галлуа останется единственным гендиректором EADS, но уйдет с должности руководителя дочерней Airbus, которую займет нынешний немецкий согендиректор EADS Томас Эндерс. Немец Рудигер Грубе будет единоличным председателем совета директоров, а его французский коллега Арно Лагардер станет просто членом совета и по-прежнему будет представлять интересы Франции. Перестановки в управлении произойдут после собрания акционеров EADS в IV квартале 2007 г. Каждые 5 лет будет происходить ротация: в 2011 г. Лагардер займет место Грубе, а представитель Германии – Галлуа.
На собрании акционеров также будет избран новый совет директоров концерна. Число независимых директоров в нем увеличится с двух до четырех, а общее число членов сохранится – 11 человек. В совет также войдут назначенный главами государств председатель совета, гендиректор EADS, два представителя DaimlerChrysler, два – от французской Sogead (СП Lagarder и правительства Франции) и один – от испанской Sepi (владеет 5% акций).
По убеждению Меркель, новая структура EADS является справедливой. Она не только сбалансирует интересы Франции и Германии в концерне, но и ускорит его реструктуризацию. Напомним, антикризисная программа Power8 предусматривает минимизацию расходов за счет сокращения к 2010 г. 10 тыс. рабочих мест.
По прогнозам Forrester Research, к 2012 г. европейский рынок онлайн-рекламы удвоится и достигнет 16 млрд. евро. При этом доля сетевой рекламы в общем объеме вырастет с 9% до 18%.
Приобретения
Мердок почти купил Dow Jones
Владелец News Corp. Руперт Мердок достиг предварительной договоренности о покупке за $5 млрд. медиакомпании Dow Jones. Ее совет директоров заявил о готовности одобрить сделку, сумма которой на 67% превышает цену акций компании накануне обнародования планов о покупке. На следующий день акции Dow Jones подорожали на 55%.
Теперь дальнейшая судьба сделки находится в руках семьи Бэнкрофтов, которая уже более 100 лет контролирует Dow Jones и владеет 64,7% акций. Пока единогласия в семье, насчитывающей около 35 членов, нет: кто-то хочет получить за свою долю хорошую цену, а кто-то препятствует сделке, опасаясь, что Мердок поставит крест на независимости подконтрольной ей газеты The Wall Street Journal. Так, Кристофер Бэнкрофт, один из четырех представителей семьи Бэнкрофт в совете директоров Dow Jones, который контролирует 15% голосующих прав, старается заручиться финансовой поддержкой сторонних инвесторов, чтобы выкупить у своих родственников блок-пакет акций компании. По словам этого топ-менеджера, лучшим выбором для Dow Jones стала бы сделка с альянсом General Electric и медиагруппы Pearson (издает Financial Times), которые также объявили о намерении побороться за актив. Сделке с Мердоком противостоят еще несколько членов газетного клана.
По мнению экспертов, внутрисемейная оппозиция теоретически может блокировать сделку, но, вероятнее всего, Мердок все же получит Dow Jones. «Газетная индустрия пребывает в состоянии депрессии, а Мердок предлагает большие деньги. Я ставлю на него», – говорит аналитик MG Strategic Research Майлз Гроувз.
News Corp. (рыночная капитализация – $67 млрд.) издает 110 газет и владеет телесетью Fox. Компании Dow Jones (капитализация $4,7 млрд.), помимо WSJ, принадлежат еженедельники Barron’s и Smartmoney, сайт MarketWatch и агентство Dow Jones Newswires. По оценке Inside Market Data, Dow Jones занимает третье место на рынке деловой информации с долей 3% (Thomson-Reuters – 34%, Bloomberg – 33%).
Кстати, параллельно Руперт Мердок планирует получить часть Yahoo! За 25% акций он готов отдать «народный» портал MySpace.
Слияния
Altadis приняла предложение конкурента
После четырех месяцев борьбы британскому производителю сигарет Imperial Tobacco удалось договориться о покупке французско-испанской табачной компании Altadis за 12,6 млрд. евро. Совет директоров Altadis согласился на сделку после того, как Imperial увеличила предложение с начальных $45 до $50 за акцию. И хотя главный конкурент Imperial в борьбе за актив – инвестфонд CVC Capital Partners – предлагал ровно столько же, Altadis выбрала «более перспективного покупателя».
Imperial Tobacco и Altadis – соответственно четвертый и пятый игроки на мировом табачном рынке. В 2006 финансовом году продажи Imperial (марки West, Davidoff, Lambert & Butler, Richmond) составили 17 млрд. евро. Продажи Altadis (бренды Gauloises, Gitanes, Ducados, Fortuna) за подотчетный период оказались на уровне 3,97 млрд. евро. Еще один немаловажный факт для покупателя – Altadis является мировым лидером в сегменте сигар (бренды Monteсristo, Don Diego, Cohiba и Romeo y Julieta).
По мнению главы Imperial Гарета Дэвиса, благодаря сделке компании смогут увереннее конкурировать с лидерами отрасли (Philip Morris, BAT и Japan Tobacco) как на высокодоходных зрелых рынках, так и на развивающихся. В частности, объединенная компания намерена усилить присутствие в Германии, Франции, Италии, Марокко, России, Польше и Финляндии. Синергия от слияния окажется на уровне 300 млн. евро в год.
По данным Bloomberg, за последние 8 месяцев производители сигарет потратили на поглощения более $40 млрд. В частности, в начале 2007 г. японская Japan Tobacco за 7,5 млрд. фунтов стерлингов получила контроль над британской Gallaher Group. Немногим позже Imperial за $1,9 млрд. приобрела Commonwealth и благодаря этому вышла на табачный рынок США.
Как сообщает FT, группа Vodafone намерена купить американскую Verizon Communications. Сделка в $160 млрд. может привести к появлению крупнейшей в мире телекоммуникационной компании с капитализацией $300 млрд.
Финансовые взлеты
Samsung потеснил американцев
Samsung Electronics стал производителем сотовых телефонов №2 в мире, обогнав по продажам американскую Motorola. Согласно официальному отчету за II квартал 2007 г. южнокорейский производитель продал 37,4 млн. мобильных телефонов (+2,6 млн. по сравнению с I кварталом). Motorola серьезно отстала – 35,5 млн. устройств (-9,9 млн.). При этом ее оборот снизился до $8,7 млрд. с $10,82 за аналогичный период 2006 г. (Справедливости ради заметим, что Samsung впервые обогнала Motorola в III квартале 2004 г. Но тогда отрыв был минимальным: 22,9 млн. трубок против 22,4 млн., и Motorola уже спустя три месяца восстановила свое первенство.)
Причиной нынешней ротации стали одновременный успех Samsung на развивающихся рынках и неудачи Motorola в Европе. К тому же аналитики уже не раз упрекали американского производителя в отсутствии новых ярких моделей. Презентованная в мае 2007 г. модель Razr2 покупателей не впечатлила. Телефон получил незначительные дизайнерские и функциональные изменения, чего оказалось недостаточно для удовлетворения запросов все более искушенных покупателей. Кроме того, по утверждению экспертов, у Motorola слишком мало телефонов в среднем и высоком ценовых сегментах. В то же время Samsung на протяжении 2007 года держится на волне успеха сверхтонких телефонов Ultra-серии, представленной в середине 2006 г. По оценке Gartner, доля Motorola на мировом рынке в минувшем году составила 21,1%, Samsung – 11,8%.
Тем временем лидерские позиции Nokia, судя по всему, останутся незыблемыми: свои итоги финны опубликуют лишь в августе, но уже пообещали сохранить прошлогоднюю долю в 36,2%. По прогнозам экспертов, на четвертом месте останется Sony Ericsson (в 2006 г. занимала 7,4% рынка), на пятом – LG (6,3%).