банки
По второму кругу
Укрэксимбанк и Мировой банк договорились о расширении кредитной линии в рамках второго Проекта развития экспорта (ПРЭ-2) на $150 млн. сроком до 30 лет. Как и в предыдущих проектах, Укрэксимбанк выступит непосредственным заемщиком Мирового банка и будет нести все кредитные риски. Он предоставит долгосрочное финансирование украинским экспортерам, которые соответствуют критериям приемлемости относительно финустойчивости, соблюдают экологические нормы, а также развивают экспорт товаров и услуг украинского происхождения на внешние рынки.
По информации пресс-службы Укрэксимбанка, в рамках ПРЭ-2 уже одобрено около 30 субпроектов на общую сумму $129,5 млн. для предприятий аграрного сектора, пищевой промышленности, добычи и переработки минеральных ресурсов, машиностроения и металлообработки, связи, полиграфии и др. Средства помогут осуществить инвестиционные проекты, срок окупаемости которых составляет более пяти лет.
На начало 2011 г. совокупный мультипликатор развития экспорта по участникам ПРЭ-2 был равен почти 1,5 (то есть, $1 привлеченных средств вызвал увеличение экспорта предприятий на $1,5). В ходе ПРЭ-1 в 1997-2004 гг. этот показатель составлял 2,5, а по некоторым бенефициарам – 5-6. Показатели аналогичного уровня ожидаются и по итогам ПРЭ-2.
Заключение «&». Дополнительное финансирование в рамках ПРЭ-2 обеспечивает более оперативный и дешевый доступ к деньгам, поскольку в этом случае используются упрощенная процедура утверждения в Мировом банке и опыт Укрэксимбанка, полученный во время осуществления предыдущих проектов.
маркетинг
Европа распробовала украинское
Nemiroff сообщил, что его напиток премиум-класса LEX получил высокую оценку «две звезды» на ежегодном международном дегустационном конкурсе The Superior Taste Award, проводимом в Бельгии Международным институтом вкуса и качества (International Taste & Quality Institute, ITQI). В этом году Nemiroff был единственным украинским производителем крепкого алкоголя, участвовавшим в конкурсе. В общей сложности на суд экспертного жюри было представлено около 900 продуктов со всего мира. В состав жюри входили 125 профессиональных дегустаторов, шеф-поваров, экспертов алкогольной отрасли, представителей Международной ассоциации сомелье (ASI) . Оценка напитков проводится по методу слепой дегустации. Каждый продукт эксперты оценивают по органолептическим показателям: внешнему виду, запаху, вкусу, послевкусию, первому впечатлению. Вкус LEX был оценен как «замечательный». Производитель напитка считает, что это объясняется особенностями технологии: сочетанию спирта «Люкс» и ароматных спиртов, получаемых из натуральных овсяных хлопьев и липового цвета, применению 11 степеней очистки и полугодовой выдержке готового продукта.
ITQI – независимая организация шеф-поваров и сомелье, специализирующаяся на экспертной оценке и продвижении пищевых продуктов наивысшего качества. В прошлом году она отметила наградой «две звезды» качество и вкус водки Nemiroff Delikat, а в 2009 г. присудила почетную награду напитку Lex Ultra.
Заключение «&». Потребительские качества алкогольных напитков можно оценивать только экспертным методом. При этом чем больше экспертов и чем менее они даже гипотетически зависимы от участников конкурса, тем априори больше доверия оценкам. Данный конкурс отвечает этим требованиям.
девелопмент
Работа над привлекательностью
Depot Development Group намерена в скором времени открыть несколько объектов. В частности, один торговый центр будет открыт в Николаеве, один торгово-развлекательный центр – в Донецке. На данный момент в Николаеве проводится реконцепция существующего торгового центра – увеличивается площадь, планируется расширение торгового ряда. Другими словами, предпринимаются действия по повышению привлекательности объекта. Общая площадь этого комплекса составляет 11 тыс. кв. м. Он будет открыт в августе 2011 г. Торгово-развлекательный центр в Донецке имеет четыре уровня, его площадь составляет 18 тыс. кв. м. Проектные и строительные работы по данному проекту находятся на стадии завершения, открытие запланировано на IV квартал 2011 г. Оба объекта будут открыты под брендом Depo’t center. Напомним, что два торгово-развлекательных центра под данным брендом уже работают в Черновцах (с декабря 2009 г.) и Лубнах (с декабря 2010 г.).
Заключение «&». Учитывая дефицит торговых площадей, который особенно ярко выражен в регионах, новые центры вполне могут рассчитывать на полное заполнение. Препятствием может стать разве что недостаточно быстрое переориентирование украинских потребителей в регионах на покупки в торговых центрах, а не на рынках.
инвестиции
В темпе рынка
Империал Тобакко в Украине в этом году взялась за активное инвестирование. Вложения направляются как в оборудование нового поколения, так и современные информационные системы и логистику. Такое инвестирование в компании считают необходимым из-за высокой динамики украинского табачного рынка. Некоторые сегменты растут особенно быстро, и производителю нужно успевать реагировать на происходящее. Особенный рост сейчас характерен для сегмента сигарет формата «суперслимз». По данным AC Nielsen, на него приходится 11,4% рынка сигарет, а темп роста в год достигает 21%. Для того чтобы успевать за этим ростом, киевская фабрика Империал Тобакко, отмечающая в этом году 150-летие, еще в апреле 2011 г. запустила в работу новую скоростную линию по производству сигарет в супертонком формате. Во второй половине этого года будет установлена еще одна новая линия по производству сигарет такого формата. Инвестиции в обе машины составляют порядка 224 млн. грн. В планах компании также установка оборудования для выпуска сигарет мини-формата «кинг сайз суперслимз», который за год дал прирост на украинском рынке в 38%. На сегодня в портфеле компании уже есть сигареты данного формата, но они импортируются из Германии. Локальное производство должно ускорить поступление продукции на рынок, а также, возможно, отразится на ее стоимости для конечного потребителя. Старт работы данной линии запланирован на начало 2012 г., сумма инвестиций – 108 млн. грн.
Вложения в этом году пойдут также на новое лабораторное оборудование (2,7 млн. грн.) и расширение производства фильтров. К уже выпускаемым монофильтрам должны добавиться мультифильтры. Инвестиции в это направление составят 58 млн. грн. Что касается вложений в новый логистический комплекс и усовершенствование логистических процессов компании, то они могут достичь €15 млн.
Заключение «&». Солидные вложения производителя в собственное развитие не могут решить главную проблему, с которой он, а также другие игроки отрасли, сталкиваются. Речь идет о росте неучтенной табачной продукции на рынке страны, в том числе контрафактной. С 2005 по 2011 г. ее объем увеличился почти в 30 раз.
финансы
Возможный стимул
Банк Таврика сообщил о готовности кредитовать недвижимость под 12,75-15% годовых, что на 2-5 п. п. ниже средних ставок по рынку. Речь идет о собственных инвестиционных проектах банка, в частности, о двух комплексах бизнес-класса «Панорама на Печерске» и «Печерский квартал» в Киеве, загородном коттеджном городке «Ясні Зорі» в Ирпене (Киевская обл.) и жилом комплексе экономкласса «Яблуневий» в Буче.
Таврика не прекращал кредитование недвижимости во время кризиса: в настоящее время сумма ипотечных кредитов физлиц в его портфеле достигает 36,69 млн. грн. Новые ипотечные программы должны привести к увеличению кредитного портфеля физлиц еще на 50 млн. грн.
Отличительная особенность работы банка заключается в его желании кредитовать проекты лишь в гривне и только на финальной стадии строительства. Такой подход сводит к минимуму риски недостроя и валютный.
Заключение «&». По оценкам риелторов, в среднем на одного покупателя сейчас приходится 30 продавцов. С учетом этого, а также незначительной доли ипотеки (7%) в сделках на рынке жилья новые программы Таврики вряд ли обвалят цены на недвижимость, однако они способны стимулировать конкуренцию и стать катализатором снижения ипотечных процентных ставок.