Самотканый шторм

История домашнего текстиля в Украине могла бы быть совсем другой, уверен крупный игрок этого рынка.

 «В Украине сейчас бардак. Рынок домашнего текстиля не исключение, – рассказывает Александр Барсук, директор и собственник концерна Ярослав. – Конкуренция вроде бы есть, но она какая-то несерьезная, нечестная. К примеру, государственный стандарт для домашнего текстиля как будто есть, но действует он почему-то только по отношению к крупным производителям, таким как Ярослав. А для тех, кто шьет и продает на обычных рынках, кажется, что он вовсе не применяется. Ко мне как-то пришли с вопросом, что нитки, которыми подшиты пеленки нашего производства, не сертифицированы, на что я попросил показать мне того производителя, у которого они сертифицированы, чтобы перенять опыт. Знаю ведь, что нитки, указанные в ГОСТе, не выпускаются уже лет 15. И что? Мне как крупному производителю приходится платить за нарушение требования ГОСТа, выполнить которое нельзя. Это не конкуренция, это ерунда. Если бы мы сейчас играли по правилам, то я со своими технологиями, специалистами и оборудованием готов был бы тягаться с любым конкурентом. У меня для этого есть запас прочности».

До и после

На формирование запаса прочности у производителя ушло около десяти лет. В 1995 г., когда предприятие только начало работу, оно представляло собой мастерскую, где несколько человек шили изделия домашнего текстиля. Тогда же был открыт первый магазин Ярослава, требовавший ассортимента, так что его широта – явление исторически сложившееся. Подобный подход к ассортименту может показаться не совсем правильным, но, по словам руководителя концерна, в Украине по-другому работать нельзя: «Сейчас у нас есть один комплекс, который, если его загрузить в три смены, может обеспечить постельным бельем всю страну. Но такого объема работы просто нет, вот и приходится выигрывать за счет ассортимента». Поворотным моментом в развитии концерна стал 1999 г., когда появилась первая недвижимость, под залог которой можно было брать кредиты. Производитель стал заметным, и к нему потянулись вереницы просителей от небольших текстильных фабрик, находившихся тогда в упадке. Суть прошений была у всех одна и та же – присоединить и обеспечить работой. Предприятие не ожидало такого обилия запросов, но и в погоню за количеством не пустилось. На сегодня в структуре концерна четыре производственных комплекса.

Еще одна веха, разделяющая историю Ярослава, – пресловутое «до кризиса и после». Раньше в развитии никто не сомневался. Оборудование концерн закупал сразу с расчетом на скорое масштабное увеличение объемов производства, теперь – только самое необходимое для удержания заданной планки. Планка, кстати, не опустилась. Объем удалось сохранить благодаря принципу командной работы. Так, если швейное производство демонстрировало спад, то снижение объемов импорта в стране подстегивало к развитию предприятие, производившее ткани. Перейти от «до» к «после» помогла еще и собственная розничная сеть. Сейчас, когда работа крупных сетей восстановилась, концерн, во-первых, чувствует за собой крепкий тыл своей розницы, а во-вторых, вышел на сотрудничество с супермаркетами Казахстана, стран Балтии, Молдовы, России. До кризиса на внешних рынках продукция производителя была мало представлена, а сейчас это направление активно развивается. Особенно интересен производителю российский рынок, который, несмотря на свою территориальную близость, качественно отличается от украинского. Александр Барсук: «Возьмем, к примеру, постельное белье. Даже в этой категории на российском рынке больше понтов – нужны более дорогие этикетки, помпезная упаковка и т. п. Есть такой вид продукции, как постельное белье в коробках. В Европе потребитель в жизни такое не купит, ему эта коробка незачем, да и производителю она стоит немалых денег. У нас постельное белье в такой упаковке продается, но немного. В России же только такую упаковку и подавай».

Опыт со стороны

Предприятия, входящие в концерн, его руководитель называет командой, играющей по единым правилам: «Друг без друга они, конечно, смогут выжить, но будут неполноценными. Правила, которым подчиняется команда, я стараюсь устанавливать сам, хотя диктатором быть не стремлюсь. Мне интересно мнение тех людей, которые на меня работают. Стараюсь, чтобы мой стиль управления был демократическим – мы все-таки ближе к Европе, мы не Азия, и слишком строго у нас нельзя. Хотя, как бы это дико ни звучало, Украине полезнее было бы перенять китайский опыт, а не европейский. До внедрения европейского опыта мы сознанием не доросли. Миром что движет? Деньги, технологии, дух народа. А у нас что сейчас происходит? Раздача денег голодным, на содержание которых уходят миллиарды, а их меньше не становится. Для эффективного развития уважаемым должен быть человек труда. Элементарный шаг можно было бы предпринять – дать признание людям, которые производят. Хотя бы теми же медалями и званиями, которые сейчас направо и налево раздаются разным бандуристам, чиновникам, главам администраций. А людям труда что? Только мозоли. Надо показать человеку, который зарабатывает для страны деньги, что он – молодец».
Идею признания людей, имеющих опыт в производстве, в Ярославе реализуют на практике. К примеру, восстановлена традиция работы художественного совета. Это когда при внедрении новинок в производство для обсуждения собираются авторитетные специалисты, работающие на предприятии. За счет такого обсуждения и оперативной обратной связи предприятие, кстати, выигрывает в скорости разработок. Хорошую обратную связь дает также торговля: если специалисты видят потенциал нового продукта – довольно быстро производится пробная партия и уже через день-другой есть данные от розницы по реализации. Так становится понятно, продолжать его производство или нет.

Несмотря на то что ассортимент очень широк (около 700 наименований), есть направления, которые концерн не намерен осваивать. К примеру, пошив готовой одежды. А. Барсук: «Пробовали. Была у нас фабрика по пошиву мужских рубашек. Я просто понял, что это не мое. Вообще я стараюсь делать те вещи, которые мне нравятся. Если будет передо мной стоять выбор: просто перепродать какой-то товар и заработать на этом хорошие деньги или произвести его на собственных мощностях и получить вдвое меньшую прибыль – выберу второй вариант. Мне нравится производить, восстанавливать фабрики. Нравится, когда я вижу, что люди, которые раньше могли делать только какую-то дерюжку, теперь производят, к примеру, современные пледы и одеяла такого качества, что не стыдно и в Европу продавать. Вот Стебливская хлопчато-прядильная фабрика, ей 190 лет. Когда я ее брал, она была полностью развалена. Я не благотворитель, но директор предприятия во мне что-то расшевелил. Пригласил несколько раз к себе, рассказал об истории фабрики. Хотя я не видел там денег и раньше, и сейчас понимаю, что экономически выгоднее было бы расширить производство в Богуславе. Но тем не менее сделал это. Мне так интереснее».

Мечта предпринимателя

Казалось бы, самым страшным конкурентом на украинском рынке для концерна должна быть турецкая и китайская продукция. Но, по сути, это не так – у них разные весовые категории и по цене, и по качеству. Кроме того, у производителя уже сейчас есть договоренности с Китаем и Турцией на поставку пледов и одеял. «В Украине суконное производство раньше было очень мощным, – рассказывает Александр Барсук. – Разводились прекрасные породы овец. Но сейчас этого нет. Раньше выпускали волокна, лен перерабатывали, теперь от этого ничего не осталось. Сегодня если и выделяют несколько миллиардов на поддержку производства в стране, то деньги уходят на металлургию и химию, а им эти миллиарды погоды не сделают – они их потребят и не почувствуют улучшения. Если бы эти деньги пошли на легкую промышленность, она стала бы лучшей в Европе, ведь эта отрасль быстро дает результаты. Сказать, что для легкой промышленности в Украине ничего не предпринимается, нельзя, но отрасль нуждается в большей поддержке со стороны государства. Развиваться не дает еще и пресс проверок, висящий над головой у всех производителей. Я не говорю, что нужна вседозволенность, но законы должны быть разумными. Сегодняшние же невозможно выполнять. У всех, у кого есть возможность делать нам гадости, делают их. Хотя жизнь по закону – мечта любого предпринимателя».

Сбор команды

Концерн Ярослав был основан в 1995 г. В настоящий момент объединяет четыре предприятия в Киеве, Киевской и Черкасской областях, на которых работают более 1,2 тыс. человек.
1995 г. – начало концерну положила швейная фабрика Ярослав (Киев). Начиналась с небольшой мастерской и нескольких швейных машинок, тогда как сейчас предприятие расположено на площади 14,5 тыс. кв. м.
2003 г. – к концерну присоединилась фабрика Промінь (с. Дымер, Киевская обл.). Специализация – пошив постельного белья и кухонного текстиля.
2005 г. – в состав входит Богуславская суконная фабрика (Киевская обл.). За месяц здесь перерабатывают 50 т овечьей и верблюжьей шерсти, поставляемой из Новой Зеландии, Турции и Туркменистана. Ежемесячно производят до 15 тыс. шерстяных пледов и до 6 тыс. одеял, выпускают 90 тыс. погонных метров ткани.
2007 г. – концерн пополнился Стебливской хлопчато-прядильной фабрикой. Это предприятие является старейшим в текстильной отрасли Украины. Основано в 1818 г.

Залишити відповідь