Как показывают майские аукционы современного искусства, работы Энди Уорхола обладают для коллекционеров наибольшей привлекательностью.
Для коллекционеров современного искусства первая декада мая была очень интенсивной и хлопотной: три дня подряд престижные аукционные дома продавали contemporary art в Нью-Йорке. 10 мая стартовал Sotheby’s, на следующий день эстафетную палочку подхватил Christie’s, а 12 мая удачно «выступили» аукционисты из Phillips de Pury & Co. Как сговорившись, компании собрали сильные лоты – на всех трех продажах были выставлены известные работы таких классиков современного искусства, как Энди Уорхол, Фрэнсис Бэкон, Марк Ротко и Джефф Кунс.
Энди Уорхол. «Автопортрет». 1986. Холст, полимерная и шелкотрафаретная печать. |
Результаты этих американских торгов оказались неожиданными и закономерными. Хитом продаж всех трех аукционов стали картины Энди Уорхола, проданные за десятки миллионов долларов. Работа «Шестнадцать Джеки», компиляция из 16 портретов Жаклин Кеннеди, была продана на Sotheby’s за $20,2 млн.; на Phillips de Pury & Co. за $26,9 млн. ушла с молотка «Лиз №5» – портрет Элизабет Тэйлор, а Christie’s заработал $38,4 млн. за датированный 1963-1964 гг. автопортрет Уорхола. Джентльмены из Christie’s, видимо, лучше всех прочувствовали главные покупательские тренды нынешнего времени, выставив на торги сразу восемь картин художника, на которых заработали $90,9 млн.
Потребителями, наученными горьким опытом экономического кризиса, движет благоразумие. В случае с коллекционерами искусства это выражается в том, что выбирают наверняка и только тех художников, инвестиции в которых точно окупятся. Как отмечает Бретт Горви, сопредседатель департамента послевоенного и современного искусства Christie’s International, «на международном рынке сейчас наиболее сильные позиции у самых высококачественных произведений искусства». Об этом говорит также статистика продаж «по количеству» – у аукционных домов покупают далеко не все картины, которые они выставляют. В разгар кризиса цифра была удручающе низкая – 50-60%, сейчас она поднялась до 70-80%, однако все еще далеко до былых показателей, когда «сметали» буквально все, выставленное на торги.
В этих условиях Энди Уорхол оказался сверхвостребованным, поскольку он – единственный стопроцентный классик contemporary art, работы которого точно войдут в историю искусства. Для этого мало быть представленным в музеях, которые, не зная, что «выстрелит» в будущем, покупают самые разные по уровню работы. Тут важен фактор влияния, а Энди Уорхол явно повлиял на искусство XX века, причем и в его, так сказать, практической части, показав, что полноценную картину можно написать не только маслом, но и, например, изготовить с помощью шелкотрафаретной печати. Он был еще и теоретиком искусства, внеся новые темы и образы, применив новые принципы коммуникации произведения искусства со зрителем.
Фрэнсис Бэкон. «Автопортрет в трех вариациях». 1974. Холст, масло |
Теперь его методы – культурный фон современного искусcтва: так, как Уорхол, сейчас работают большинство художников. Поэтому за работы американского классика и выкладывались в начале мая баснословные суммы, значительно превысившие изначально выставленные цены. Беспрецедентным стало состязание за автопортрет Уорхола на Christie’s: торги длились на протяжении рекордных 16 минут, а цена выросла на $8 млн. от верхней планки эстимейта. Эту картину купил анонимный клиент из Европы, а вот портрет Элизабет Тэйлор приобрел портфельный инвестор из США Стив Коэн, который таким образом вкладывает средства: он имеет значительное собрание произведений современного искусства, в том числе работы того же Уорхола, Джейсона Поллока и Джеффа Кунса.
Этой весной были востребованы также американский абстракционист Марк Ротко (его картину «Без названия №17» купили на Christie’s за $33,6 млн.), эпатажный скульптор Джефф Кунс (чья работа «Розовая пантера», уже появлявшаяся на торгах, продана на Sotheby’s за $16,8 млн.) и английский портретист-экспрессионист Фрэнсис Бэкон. Его «Автопортрет в трех вариациях» был продан на Christie’s за $25,2 млн., однако эта сумма очень далека от некогда поставленных рекордов. Например, $86,3 млн., выложенные в мае 2008 г. на Sotheby’s Романом Абрамовичем за триптих «Ориентир канонического XX века», стали сенсационными не только для работы современного художника, но и самого аукционного дома, который тогда впервые дошел до столь баснословной суммы.
Теперешний акцент на покупательском благоразумии имеет и свою оборотную сторону: художники, недавно считавшиеся сверхактуальными и дорогими, стали продаваться вяло и дешево, а то и вовсе оказались в забвении. Яркий пример – Дэмиен Хёрст, работы которого выставлялись буквально на каждом углу и раскупались, а сам художник был активной светской персоной. Однако сейчас спрос на него снизился до «около нуля», а картины если и продаются на аукционах, то в десятку хитов не попадают. Вполне возможно, что через несколько лет он вновь поднимется, однако сейчас никто не готов вкладывать деньги в столь туманные перспективы.