С развитием социальных сетей работа по созданию массовых мистификаций упростилась. Ведь для создания блога или записи в соцсети требуются лишь компьютер, доступ в Интернет и умение заполнить регистрационную форму без ошибок.
«Интернет – замечательный подарок, предоставивший нам одну из величайших демократических возможностей после всеобщего избирательного права. Но мы рискуем потерять это мировое достояние из-за нападений армии троллей всех мастей, многие из которых тайно организованы и/или специально обучены. Пора дать отпор и вновь использовать Интернет для того, что он позволяет делать лучше всего: исследования вопросов, тестирования идей и открытых обсуждений».
Джордж Монбиот, британский эколог и колумнист газеты Guardian.
Помните, какую грандиозную мистификацию устроили в фильме «Плутовство» («Хвост виляет собакой») бывший голливудский продюсер и профессиональный политтехнолог ради переизбрания президента США? В нем есть серия замечательных эпизодов – инсценировка кампании по возвращению из-за вымышленной линии фронта сержанта Шумана по кличке «Старый башмак». Развешанные в наиболее заметных местах кроссовки (вклад Ассоциации производителей обуви), песня о старом добром башмаке, контролируемые утечки в СМИ, футболки с броскими слоганами и главное – спонтанный протест студентов во время баскетбольного матча – все это неотъемлемые элементы астротурфинга, техники создания искусственного общественного мнения, которой с блеском воспользовались герои Дастина Хоффмана и Роберта Де Ниро.
Рождение термина «астротурфинг» принято связывать с личностью сенатора-демократа от штата Техас Ллойда Бентсена. Он ежедневно получал мешки писем от избирателей. Однажды в августе 1986 г. довольно язвительно высказался относительно содержания корреспонденции: «Сколько писем не поступало бы в офис, всегда можно отличить сфабрикованную массовую рассылку от писем на деле обеспокоенных граждан». Случайно ли сенатор вспомнил бренд AstroTurf искусственного травяного покрытия Monsanto Industries или намеренно, теперь мы вряд ли это узнаем. Но фраза запомнилась журналистам из Washington Post, и термин быстро стал неотъемлемой частью лексикона многих англоговорящих политиков, политтехнологов, PR- и GR-специалистов.
Кампании астротурфинга случаются как в политике, так и бизнесе. Он позволяет запускать в массы информацию о существовании вымышленных групп с определенной повесткой дня, организовывать мнения «экспертов», финансировать деятельность реальных групп, отчасти разделяющих позиции заказчиков и/или же выдавать поступки своих сотрудников за действия совершенно независимых лиц. Работает все это обычно так. Для решения проблемы привлекается PR-фирма или отраслевая ассоциация. Консультанты разрабатывают проект по созданию якобы независимой протестной группы. По чистой случайности взгляды ее участников совпадают с позицией компании-заказчика. В какой-то момент проблема становится достоянием общественности: телесюжеты, демонстрации, сообщения в прессе и петиции в правительственные инстанции создают видимость широкой общественной поддержки.
С развитием социальных сетей работа астротурферов упростилась. Еще бы, ведь для создания блога или микроблога требуется лишь компьютер, доступ в Интернет и умение заполнить регистрационную форму без ошибок. Оплата деятельности протестной группы обычно ведется через посредника. Как только желаемая цель достигнута – принят определенный закон, вынесено постановление суда и т. д., – руководители протестной группы растворяются в небытии. Секрет популярности астротурфинга объясняется достаточно легко: применение техники обеспечивает сильнейший резонанс при минимальных издержках, поскольку люди обычно не ожидают «промывки мозгов» со стороны таких же рядовых граждан, как они сами.
В 2002 г. биологи Игнасио Чапела и Дэвид Квист из Университета Беркли предположили в своих исследованиях факт загрязнения мексиканской кукурузы генетически модифицированной пыльцой. Буквально сразу же после публикации гипотезы ученых пылкие интернет-критики Мэри Мерфи и Андура Сметачек обвинили их в манипулировании мнением представителей научного сообщества. По версии Мерфи и Сметачек, Чапела якобы являлся активистом антитехнологической общественной группы – аналога Greenpeace. Женщины-комментаторы умудрились разослать электронные письма 3,4 тыс. ученым. Их чрезмерная активность заинтересовала журналистов. Впоследствии удалось выяснить: одно из сообщений Мерфи было отправлено с домена, принадлежавшего Bivings Group, – PR-компании, специализировавшейся на интернет-лоббировании и выполнявшей заказы для биотехнологической корпорации Monsanto. После официального запроса один из руководителей Bivings Group признал, что письмо «Мэри Мерфи» на деле было отправлено либо кем-то из сотрудников Bivings, либо клиентами, пользующимися их услугами. Некоторое время спустя журналисты также обнаружили, что IP-адрес, с которого поступали сообщения от Сметачек, выдававшей себя за англичанку, на самом деле принадлежал штаб-квартире Monsanto в Сент-Луисе (штат Миссури).
* Полную версию читайте в печатной версии журнала "Компаньон"