Два украинца – три гетмана

Не ослабевает внешнее давление на всех украинских авиаперевозчиков. Но противостоять ему они пока пытаются врозь.


У авиарынка есть ряд «хронических» проблем – рост цен на авиатопливо, реконструкция аэропортов и пр. Большей частью они обусловлены внутриукраинскими причинами.


Но есть две угрозы, которые связаны большей частью с внешними факторами. Это проблема обеспечения безопасности полетов украинских компаний (как того требуют международные правила) и вступление в силу соглашения об «открытом небе», после чего относительно небольшие украинские авиаперевозчики окажутся один на один с международными гигантами.


Вопрос безопасности полетов действительно очень важен, но на практике он может использоваться и как инструмент конкуренции, когда по сомнительным причинам отдельным авиакомпаниям запрещают совершать полеты в ту или иную страну. Поэтому здесь тем более нужно быть внимательным к формальным процедурам. К сожалению, в Украине так бывает далеко не всегда. Например, несколько месяцев длится конфликт «Украинско-средиземноморских авиалиний» (UM Air) и Госавиаадмиинистрации, которая приостановила действие сертификата эксплуатанта этой авиакомпании. Сделано это было, в частности, после проверок профильного европейского органа безопасности SAFA (Safety Assesment Foreign Aircraft), который обнаружил неоднократное превышение норм рабочего времени для экипажей и неудовлетворительное техническое состояние самолетов. Но Хозяйственный суд Киева отменил решение авиавластей, и UM Air продолжает деятельность. Однако киевский суд – не авторитет в Европе, а игнорирование рекомендаций SAFA может привести к тому, что в европейские черные списки будут включены уже не отдельные украинские компании, а все – по национальной принадлежности.


Противостоять усилению открытой конкуренции, последующей вслед за «открытием» неба, украинские перевозчики могут только за счет собственного укрупнения. Происходить это может либо за счет вступления их в международные альянсы, либо за счет объединения ведущих игроков в единую структуру. Разговоры о подобном объединении идут давно, но на днях их активизировали руководители Минтранса и Секретариата Президента, заявившие о необходимости формирования альянса крупнейших украинских авиакомпаний – «АероСвіт», МАУ и «Донбассаэро». Но не все здесь зависит от воли чиновников, потому что только в МАУ государство владеет пакетом акций, превышающим контрольный. Нужна добрая воля остальных акционеров, которой добиться будет весьма непросто, ведь у них имеются свои амбиции и бизнес-интересы. Минтранс должен организовать процесс поиска компромисса и на деле выполнить свою роль регулятора отрасли.

Залишити відповідь