Производители томатной пасты имеют объективные условия не только для защиты внутреннего рынка, но и для экспортных поставок.
C ростом доходов населения, развитием производства соков, соусов и консервации, а также расширением сетей общепита увеличивается спрос на важнейшее сырье – томатную пасту. Как всегда, улучшение благосостояния потребителей приводит к изменению их предпочтений в сторону повышения спроса на продукцию премиум-сегмента, соответственно растут и требования к качеству томатной пасты. В связи с этим ценовой фактор, по утверждению операторов рынка, постепенно начинает перемещаться на второе место. Динамизм рынка привлекает внимание все большего количества производителей. В прошлом году сразу несколько компаний освоили выпуск томатной пасты. Например, Винницкий завод упаковочных изделий начал выпускать томатную пасту ТМ «Даринка», а российская компания «Мега-Соус» в Луганской области – пасту под одноименной маркой.
С появлением продукции новых игроков, старые операторы, чтобы не терять свои позиции, расширили ассортимент. Например, компания «Луцк Фудз» в 2006 г. вывела на рынок новые виды томатных продуктов с содержанием сухих веществ 22 и 25%.
Важным событием прошлого года для рынка стало введение в эксплуатацию в компании «Чумак» новой линии по переработке томатов мощностью 1,2 тыс. т в сутки. (Кредит в размере $16 млн. на строительство этого завода выделил ЕБРР.) Своевременный запуск новых мощностей дал возможность переработать рекордное за последние десять лет количество томатов – 107 тыс. т за сезон.
Правда, большой запас отечественного сырья, с одной стороны, и дешевый импорт аналогичной продукции – с другой, привели к тому, что украинские производители вынуждены были весной 2007 г. начать опускать цены на свою продукцию из-за возникшего риска не успеть полностью ее распродать до нового урожая. Это происходило на фоне увеличения затрат на энергоносители, транспорт, роста зарплат. «Такие противоположные тенденции приводят к снижению рентабельности и потере интереса к этому рынку», – заявил один из производителей.
Легализация рынка влияет на статистику
Томатную пасту специалисты условно разделяют на два вида: промышленную (которую используют в качестве сырья для изготовления соков, соусов, кетчупов) и потребительскую. Их соотношение в общем объеме составляет 70:30.
В Украине насчитывается около полутора десятка предприятий, способных перерабатывать томаты в пасту. Самые крупные из них – «Чумак», «Сандора» и «Витмарк» (ТМ «Джаффа»), доля которых в объеме производства промышленной томатной пасты достигает 90%. Но стоит учесть, что «Сандора» и «Витмарк» производят пасту для собственных нужд, в дальнейшем производя из нее томатный сок.
Если говорить о сегменте потребительской томатной пасты, то такую продукцию изготавливают полтора десятка предприятий. По данным исследования MEMRB, 84% объема производства приходится на компании АСС (ТМ «Помидора»), «Луцк Фудз» (ТМ «Руна»), Одесский консервный завод (ТМ «Господарочка») и «Чумак». По мнению Олега Парфенюка, менеджера по связям с общественностью и СМИ компании «Луцк Фудз», лидеры рынка уже определены: «Изменения возможны только лишь в долевых распределениях между «Луцк Фудз», АСС и «Чумак».
По данным Госкомстата, в 2006 г. объем потребления томатных пюре и пасты в Украине составил 95 тыс. т, что на 2% больше, чем в 2005-м. Но более существенный скачок объема потребления – с 50,4 до 92,9 тыс. т – произошел в 2005 г. Специалисты объясняют эти данные легализацией рынка. По оценкам операторов, объем потребления непосредственно томатной пасты в 2006 г. составил 73 тыс. т, из которых на потребительскую томатную пасту пришлось 18 тыс. т, на промышленную – 55 тыс. т.
Постоянное увеличение потребления томатных паст свидетельствует о том, что рынок еще не достиг своего насыщения.
Антидемпинговые расследования пока не инициируются
На долю импортной продукции приходится около четверти объема потребления томатной пасты в Украине. Естественно, такое количество не может не влиять на ценовую ситуацию внутри страны, особенно если часть заморского товара поступает с занижением ивойсных цен почти в два раза. Например, средняя цена, по которой в прошлом году операторы завезли из Китая в Украину томатную посту, – $330-350 за 1 т. При этом средняя экспортная цена томатной пасты, по данным китайской таможни, составила $670 за 1 т, что соизмеримо с ценой украинских производителей.
Стоит заметить, что в прошлом году украинские импортеры стали больше завозить томатной пасты именно из Китая. До этого товар поступал в основном из Узбекистана и Армении, но тоже по низким ценам.
Основываясь на этих данных, а также доказав потери, которые несут украинские компании из-за поступления на рынок продукции по заниженным ценам, отечественные производители могли бы инициировать специальное расследование по поводу ввоза в Украину томатных паст из этих стран. Но пока они этого не делают. Видимо, ущерб все же невелик.
Переработчики помогают фермерам
С увелиЧением спроса на томатную пасту на внутреннем рынке будет расти необходимость в обеспечении сырьем – томатами. Поэтому производители томатной пасты уже сейчас начинают работать вместе с фермерами над вопросами повышения эффективности производства томатов, благо климатические условия на юге Украины способствуют этому.
По данным Мировой ассоциации производителей томатов, в 2006 г. в Украине было выращено 250 тыс. т томатов, что на 100 тыс. т больше, чем в 2005-м. Это хоть и существенное увеличение, однако потенциал в Украине огромный. Для сравнения: в прошлом году в Канаде было собрано 570 тыс. т томатов, в Италии – 4,4 млн. т, в Испании – 1,5 млн. т, в Турции – 1,4 млн. т, в Китае – 4,3 млн. т, в одном только штате Калифорния (США) – 9 млн. т.
Через юг Украины проходит так называемый томатный пояс Европы – территория, наиболее благоприятная для выращивания томатов с точки зрения климата и почвы. В Херсонском регионе расположена крупнейшая в стране по протяженности система оросительных каналов, покрывающая площадь более двух млн. га. Но урожайность там пока в два раза ниже (40-50 т/га), чем, например, в провинции Онтарио в Канаде (80-85 т/га). Причина различия состоит в том, что канадские фермеры для производства томатов используют рассаду и весь урожай убирают комбайнами. В Украине пока большинство фермерских хозяйств применяют метод прямого посева семян. Он имеет ряд недостатков по сравнению с высаживанием рассады. Но фермеры идут на это, так как зачастую не имеют средств для приобретения рассады, да и качественной рассады не хватает.
Перерабатывающие предприятия, разумеется, заинтересованы в том, чтобы у фермеров увеличивалась урожайность. Так, в прошлом году компания «Чумак» купила два комбайна и совместно с одним из фермерских хозяйств организовала специальное исследовательское поле. «Проект показал хорошие результаты, поэтому уже в нынешнем году сразу несколько поставщиков компании приобрели уборочные комбайны и переходят на новую схему работы», – рассказал Олег Антоненко, директор по маркетингу компании «Чумак».
Что касается условий сотрудничества, то перерабатывающие предприятия уже давно работают на форвардных контрактах. Еще перед началом сезона заключаются договоры, в которых подробно оговариваются качество поставляемого сырья, его объемы, сроки поставки и устанавливается цена. Это дает возможность фермерам иметь гарантированный рынок сбыта, а компании – обеспечить себя необходимым объемом сырья на сезон по стабильной цене. Кроме того, наличие такого договора существенно облегчает фермеру процедуру получения кредита в банке.
Продолжаются игры с качеством
Помимо занижениЯ цены на рынке, присутствуют и другие проблемы. Например, наличие безымянного товара с негарантированным качеством. Так же некоторые производители добавляют в состав томатной пасты компоненты, не предусмотренные ГОСТом, или по количеству содержания сухих веществ продукт может не соответствовать заявленному в упаковке.
Как правило, подобное позволяют себе небольшие производители-однодневки, расфасовывающие импортную томатную пасту в потребительскую упаковку, предварительно разбавив высококонцентрированную пасту водой и добавив в нее крахмал для придания продукту густоты. В результате таких манипуляций получается уже не томатная паста, а продукт, не соответствующий действующему в Украине ГОСТу.
Ожидаются укрупнения игроков и рост цен
Несмотря на появление новых сильных игроков на рынке томатной пасты, операторы прогнозируют укрупнение бизнеса за счет ухода небольших локальных производителей, которые не смогут соперничать с крупными операторами ни по качеству, ни по цене, ни по маркетинговой активности.
В краткосрочной перспективе специалисты предполагают дальнейший рост цен на томатную пасту (даже несмотря на нынешнее ее понижение). Причины этого – в подорожании энергоносителей, транспортных расходов, упаковочных материалов, в росте зарплат, увеличении затрат на продвижение готовой продукции и организацию сбыта. К тому же будут расти и цены на сырье – томаты, так как в сельском хозяйстве дорожает рабочая сила и необходимы средства на внедрение новых технологий. Все это может спровоцировать появление большего количества низкосортных продуктов и фальсификатов, хотя рост требований к качеству пасты со стороны потребителей будет сдерживать эти процессы.
Если говорить о более далекой перспективе, то операторы уверены в том, что существуют все необходимые предпосылки для того, чтобы Украина стала одним из ведущих мировых поставщиков томатов и томатной пасты. Для этого есть все необходимое – климатические условия, оросительная система. Осталось только научиться работать по новым технологиям и закупить соответствующую технику.
Три «за» и три «против»
Факторы, препятствующие бизнесу производителей томатной пасты:
|
Что потребляем |