Отрасль под прицелом

Рынок институтов совместного инвестирования – один из самых динамичных в Украине. Предложив инструменты массовому клиенту, компании сегодня оценивают возможность запуска специализированных и отраслевых фондов.


Доходность отечественных инвестиционных фондов еще совсем недавно вызывала у большинства частных инвесторов скептическую улыбку. Инвесторы, которые помнили болезненный опыт вложений в разнообразные финансовые пирамиды, обещавшие баснословные доходы, не спешили вкладывать средства в высокодоходные секторы финансового рынка. Однако постоянный рост доходности фондов, головокружительная восходящая динамика индекса ПФТС постепенно делали свое дело. Способствовал росту интереса к услугам фондов и тот факт, что доходность по депозитным вкладам (наиболее распространенной форме сбережений) постоянно снижается. В свою очередь компании по управлению активами стараются удовлетворить существующий спрос и учесть потенциальный. В частности, если изначально создаваемые фонды были довольно однотипны, то сегодня вслед за фондами акций и облигаций компании начинают развивать более специфичные инструменты – отраслевые и специализированные фонды.


Каждому инвестору по фонду
Эксперты единогласны: создание отраслевых и специализированных фондов – вопрос маркетинга, расширения линейки продуктов для клиентов. Хотя украинский рынок лишь на подходе к практике создания фондов с различными стратегиями вложения средств, нацеленными на инвесторов, имеющих разные цели, мировой опыт подсказывает, что это направление ждут довольно радужные перспективы. У крупных западных управляющих компаний может быть по 30-50 фондов с разными характеристиками. Цель у компаний проста: каждый клиентский сегмент должен быть охвачен.


Финансисты отмечают наличие двух основных параметров, которые инвестор учитывает при выборе того или иного фонда: доходность и риск. Если инвестор менее склонен к риску по сравнению со среднерыночным уровнем, ему могут быть предложены, к примеру, фонды денежного рынка. И наоборот, человек с пониженным чувством риска может вложиться в более рисковый, но и более доходный тип фонда. При этом специалисты компаний по управлению активами утверждают: чем больше возможных комбинаций этих параметров – тем лучше. Специализированные и отраслевые фонды как раз и выполняют функцию расширения линейки фондов.


На сегодняшний день на украинском рынке представлены лишь несколько подобных фондов. Уже существуют так называемые фонды денежного рынка, которые, как правило, характеризуются низким риском и невысокой доходностью. Суть стратегии инвестирования фонда заключена в самом названии. В случае упомянутых фондов обычно предполагаются вложения в краткосрочные инструменты денежного рынка.

Кроме фондов денежного рынка, в Украине недавно появился и первый отраслевой фонд. Так, в июле нынешнего года компания «Сократ» запустила отраслевой фонд «Премиум-фонд Энергия». Из его названия следует, что привлеченные средства будут направлены в ценные бумаги компаний энергетической отрасли (энергогенерирующие и энергораспределяющие предприятия).


Отраслью едины
Инвесторы, вкладывающие свои средства в отраслевые и специализированные фонды, не только удовлетворяют амбиции компаний по управлению активами, но и стараются получить дополнительные выгоды для себя. Эксперты отмечают, что отраслевые и специализированные фонды нужны для того, чтобы воспользоваться ростом бумаг отдельных отраслей, демонстрирующих лучшую динамику роста, чем рынок в целом. Такие фонды могут дать намного более высокую доходность, чем диверсифицированные. Именно этим они и привлекательны. В случае если инвестор полагает, что данная отрасль будет расти опережающими темпами по сравнению со среднерыночной динамикой и он готов к инвестированию, ему необходимо всего лишь приобрести бумаги фонда, не вникая в тонкости деятельности разнообразных облэнерго. В то же время необходимо понимать, что за потенциально большим доходом следует и повышенный риск. Главный фактор, повышающий риски инвесторов в отраслевых фондах, – их низкая диверсификация, а следовательно высокая зависимость от динамики развития конкретной отрасли. Сегодня она может расти, инвестор будет получать сверхдоходы, а завтра начнет падать, создавая убытки, потому что перекрыть коррекцию в пределах отраслевого фонда просто нечем. Но это уже вопрос отношения инвестора к риску.


«Конечно, за счет того, что инвестирование происходит в одну отрасль, несколько возрастают и риски, – признает Дмитрий Омецинский, аналитик управляющей компании «Сократ». – Однако если рассматривать первый и пока единственный отраслевой фонд в Украине «Премиум-фонд Энергия», начавший действовать под управлением компании «Сократ», то увеличение рисков можно считать минимальным». Он объясняет это тем, что предприятия энергетической отрасли Украины существенно недооценены относительно российских и европейских аналогов, в связи с чем имеется значительный потенциал роста их стоимости в ближайшие годы. Кроме того, электроэнергия – ресурс, который постоянно требуется населению и предприятиям Украины. Потребление электроэнергии и ее стоимость в ближайшем будущем будут увеличиваться, поэтому инвестиции в энергетику можно рассматривать как весьма надежные.


В целом у различных инвесторов разные задачи. Дмитрий Омецинский говорит, что индивидуальная стратегия инвестирования зависит от целей, возраста, характера, склонности к риску, жизненных обстоятельств и пр. Одни вкладывают все деньги в фонд акций с максимально возможной доходностью, другие предпочитают диверсифицированные фонды, в которых большая часть активов вложена в инструменты с фиксированной доходностью – облигации и депозиты. Некоторые готовы вложить деньги в закрытый фонд и на пять лет забыть о них, но есть и такие, кто четко решил забрать деньги ровно через год, чтобы совершить запланированную покупку, поэтому им необходим открытый фонд. Кроме того, инвесторы имеют возможность диверсифицировать риски путем формирования собственного портфеля, в который войдут бумаги нескольких фондов, в том числе отраслевых. Универсальных рецептов здесь не существует. Задача управляющей компании предложить инвестору линейку различных фондов, чтобы обеспечить свободу выбора. «На мой взгляд, такая линейка обязательно должна включать открытый диверсифицированный фонд, корпоративный фонд акций и венчурный фонд, – делится опытом г-н Омецинский. – Базовая линейка фондов может быть расширена за счет специализированных фондов, имеющих свою изюминку. В частности, это могут быть отраслевые фонды. Управляющей компании всегда выгодно создавать новый фонд, если маркетинговые исследования показывают, что он будет привлекателен для инвесторов. Опыт нашего первого отраслевого фонда «Премиум-фонд Энергия» показывает, что интерес к нему огромен. По сути, еще до начала размещения на большую часть объема эмиссии фонда – 40 млн. грн. – были получены предварительные заявки клиентов. Сейчас размещение только началось, но уже очевидно, что объем эмиссии необходимо будет по крайней мере удвоить».


КУА ждут готовности нвесторов
ПримеЧательно, Что фондовики утверждают, будто никаких ярко выраженных особенностей работы компании по управлению активами с отраслевыми и специализированными фондами не существует. «Ничего особенного в этом нет, – говорит Сергей Оксанич, президент компании по управлению активами (КУА) «КИНТО». – Этот фонд ничем не отличается от диверсифицированного с точки зрения управления. Им даже проще управлять, нежели широким фондом, потому что у аналитиков сужается область работы». Особенностью можно считать лишь то, что также сужается и база для диверсификации. В то же время даже процедуры риск-менеджмента, по словам аналитиков, ничем принципиально не отличаются от диверсифицированных фондов. «У каждого фонда есть утвержденная инвестиционная стратегия, ограничивающая размер активов, которые могут быть вложены в одну бумагу в зависимости от ее ликвидности на рынке, – рассказывает Дмитрий Омецинский. – Существует и ряд других ограничений, направленных на снижение рисков. Другое дело, что сами риски в абсолютном выражении несколько выше за счет отсутствия диверсификации по отраслям. Но это неизбежная плата за повышенную доходность».


По словам Сергея Оксанича, главный вопрос, на который компания должна найти ответ, принимая решение о запуске отраслевого фонда: востребован такой фонд рынком или нет. «Нам кажется, если сейчас запустить подобный проект, то он будет не очень успешным, – отмечает он. – Если бы мы ощутили, что уже имеется достаточное количество квалифицированных инвесторов, которым хочется пощекотать свои нервы, участвуя в таких фондах, мы их создали бы. Пока такого ощущения нет». При этом он добавляет, что компания рассматривала вопрос запуска подобного фонда полгода назад и пришла к выводу, что его время пока не настало. Главным критерием был, конечно же, спрос на такие фонды со стороны инвесторов. «Инвесторы пока не обременены знаниями о фондовом рынке, – сетует Сергей Оксанич. – Те, которые будут вкладывать в отраслевые фонды, по идее должны быть более квалифицированными. У них сознательно или несознательно несколько пониженное ощущение рисков». В качестве аргумента г-н Оксанич приводит данные отдела продаж компании. За месяц через этот отдел прошло более 1 тыс. клиентов по фонду «Синергия-4». По его словам, исходя из вопросов, задаваемых инвесторами, можно сделать вывод, что для 95% клиентов компании вопрос инвестирования в отраслевые фонды можно считать преждевремененным.


Тем не менее опрошенные «&» эксперты сходятся во мнении, что сектор отраслевых и специализированных фондов имеет далекие перспективы. Уже на сегодняшний день, по мнению аналитиков, фондовый рынок позволяет создавать отраслевые фонды на базе двух-трех секторов. К ним, помимо энергетики, относится машиностроение и металлургия. По словам участников рынка, ценных бумаг и позиций вполне достаточно для нормальной диверсификации в пределах этих отраслей. Однако в будущем с развитием отечественного фондового рынка и увеличением числа высоколиквидных акций возможностей для создания отраслевых фондов будет значительно больше. По мере насыщения предложения на рынке инвестиционных фондов обострится борьба за инвесторов. Поэтому, помимо развития универсальных фондов, будет расти и число специализированных продуктов, ориентированных на определенную потребительскую нишу. 

Залишити відповідь