«АвтоВАЗ» начал создавать собственный сбытовой холдинг. Как сообщают российские «Ведомости», тольяттинская «дочка» завода — «Лада-Сервис» вскоре будет управлять принадлежащими ему дилерами, а постепенно может стать и их владельцем. Президент группы «АвтоВАЗ» Владимир Артяков объявил о планах по созданию единого сбытового холдинга компании еще весной. Это, по мнению г-на Артякова, поможет «АвтоВАЗу» централизованно руководить его дилерской сетью.
Согласно сообщению, дилерские «дочки» «АвтоВАЗа», скорее всего, объединятся вокруг тольяттинской компании «Лада-Сервис», рассказал сотрудник автоконцерна. Она станет управляющей компанией холдинга, подтвердил источник, близкий к руководству компании. Возможно, потом «Лада-Сервис» будут переданы и акции дочерних дилеров «АвтоВАЗа», добавляет источник на заводе. Пока же у будущего холдинга сменился руководитель: на прошлой неделе гендиректором «Лада-Сервис» стал Александр Новиков, бывший сотрудник управления имуществом «АвтоВАЗа».
Напомним, что «Лада-Сервис» была создана в 1991 г. на базе «АвтоВАЗтехобслуживания», которое занималось формированием сети станций техобслуживания автомобилей ВАЗ в СССР. На конец I квартала «Лада-Сервис», по данным «АвтоВАЗа», владела более чем 20% долей в 27 дилерских компаниях и сервисных центрах — в Украине, Таджикистане, Молдове, Чечне, Казахстане, Ингушетии, Карелии и Тюмени. Самому «АвтоВАЗу» принадлежат доли более чем в 130 дилерах. Этот актив уникален: собственной дилерской сети в России нет ни у иностранных производителей, ни у ГАЗа, ни у «Северсталь-Авто», хотя последняя планирует вложить в ее создание более $100 млн. Лишь у группы «Сок», выпускающей Kia, есть доли в нескольких десятках дилерских компаний, входящих в дилерскую сеть Sokia.
Если «Лада-Сервис» получит дилерские «дочки» «АвтоВАЗа», она превратится в очень ценную компанию. Аналитик «Уралсиба» Кирилл Чуйко оценил дилерскую сеть «АвтоВАЗа» в $150-200 млн. Она могла бы стоить и под $1 млрд., если бы это была современная, управляемая и хорошо оснащенная сеть, отмечает президент тольяттинского холдинга «Автотрейд» Владимир Яркин. Управляющий партнер компании «Маркетинговые и инвестиционные проекты» Владислав Цветков надеется, что сбытовая реформа на «АвтоВАЗе» поможет изменить эту ситуацию. Тогда «АвтоВАЗ» сможет продавать больше автомобилей и более эффективно их обслуживать, замечает эксперт. Г-н Цветков также считает, что дилерская сеть «АвтоВАЗа» может превратиться в отдельный бизнес. Когда холдинг будет создан, у «АвтоВАЗа» появятся новые возможности для экономии и зарабатывания денег, мечтает один из дилеров «АвтоВАЗа», ведь «Лада-Сервис», за которой будет стоять крупнейшая дилерская сеть в России, сможет выпускать облигационные займы, экономить на рекламных кампаниях, получать бонусы при покупке запчастей.