Василий Костицкий, профессор, член-корреспондент Академии правовых наук, заслуженный юрист Украины:
– На мiй погляд, усi можуть боротися з корупцiєю й усi повиннi це робити. За останнi часи були проведенi серйознi акцiї координацiйним комiтетом по боротьбi з органiзованою злочиннiстю i корупцiєю, який очолює Ольга Колiнько. Генеральна прокуратура оприлюднила результати по резонансних справах, також були проведенi важливi акцiї Мiнiстерством внутрiшнiх справ. Усi цi результати роботи не приховувалися вiд ЗМI. Додам, що корупцiя iснує в усiх країнах свiту – це не український винахiд.
Юлия Тимошенко, народный депутат Украины, лидер блока БЮТ:
– Бороться может тот, кто не задействован в этой системе. Любому человеку понятно, что это не президент, не Генеральная прокуратура и не силовые структуры, находящиеся все у одной кормушки. Конечно же, это и не Верховная Рада, где большинство депутатов находятся в руках вышеуказанного конгломерата. Я считаю, что говорить о борьбе с коррупцией можно тогда, когда придет принципиально новая команда реформаторов, не имеющая никаких обязательств перед старой властью. Команда, не имеющая коррупционных связей, которая будет иметь четкую политическую цель, справится с такой ситуацией.
Сергей Головатый, народный депутат Украины, заслуженный юрист Украины:
– У нас це неможливо. Тому що в Українi не реформованi iнститути, призначенням яких є боротьба з корупцiєю та злочиннiстю. Справа в тому, що до сьогоднiшнього дня в Українi зберiгається ще радянських часiв iнститут прокуратури, який пiдпорядкований президенту України. Як може Генеральна прокуратура боротись iз корупцiєю, коли цей орган залежить вiд головного корупцiонера? Практика доводить iнше: найбiльш корумпована частина суспiльства знаходиться у вищих ешелонах влади. Це президент, члени уряду, народнi депутати. Певнi групи за iнтересами захоплюють iнститут влади i впливають як на прийняття рiшення у парламентi чи урядi, так i на купiвлю рiшень в судових iнстанцiях. Таким чином, це замкнуте коло, коли нiчого не можна вирiшити, оскiльки все купується невеликою групою за iнтересами. I вiдповiдно до цього корупцiю в Українi подолати неможливо.
Юрий Костенко, народный депутат Украины:
– Вплив корупцiї на державну полiтику суттєво зменшити зможе тiльки демократична система. Наприклад, прокуратура та всi iншi правоохороннi органи залежать вiд системи, яка сьогоднi iснує, тому треба спочатку змiнювати систему влади. Тобто варто створити таку систему, за якою корупцiйнi дiяння будуть все бiльше невигiдними з економiчiної та полiтичної точки зору.
Геннадий Самофалов, народный депутат Украины, председатель всеукраинской общественной организации «Антикоррупционный форум»:
– Конечно, это президент Украины, Генеральная прокуратура, МВД. Также созданы структуры, которые способны бороться с коррупцией, – новый департамент в правительстве по мониторингу финансов, наша всеукраинская общественная организация «Антикоррупционный форум». В борьбе с коррупцией очень важно сформировать общественное мнение в СМИ.
Михаил Бродский, председатель партии «Яблуко»:
– Согласно Конституции главным источником власти является народ, и только он может победить главное общественное зло – коррупцию. Практика показывает, что в тех странах, где народ нетерпимо относится к данному явлению, не бывает ни политической, ни экономической коррупции. В этих странах граждане опасаются не столько закона, сколько общественной молвы.
У нас же пока, к сожалению, главным субъектом коррупции выступает народ, вернее, его часть. И народ будет выступать главным субъектом и объектом коррупции до тех пор, пока избиратели будут брать за отданный голос у кандидатов в депутаты по 20 или 50 гривен. Следовательно, пока часть избирателей берет деньги, народ не может обвинять никого в высших эшелонах власти – ведь обвинения в коррупции косвенно нужно адресовать себе. До тех пор, пока часть людей не осудят в себе собственные коррупционные устремления, народ не сможет выступить тем фильтром, через который станут пропускаться все политические поступки. Так что единственным источником власти и борьбы с коррупцией может выступать только народ. Все остальное – производное от него.
Виктор Небоженко, президент агентства корпоративной поддержки «Трайдент»:
– Реально с коррупцией может бороться, во-первых, СБУ. Так сложилось, что данный орган не бюрократизирован и никогда не был объектом коррупции. Во-вторых, специально созданный для этой цели полутеневой орган с большими полномочиями и, в-третьих, Интерпол, который на 80% знает все об украинской коррупции. Не могут бороться с коррупцией МВД, Верховная Рада и многочисленные следственные комиссии.
В силу того, что многие центральные органы очень бюрократизированы, подвержены внутренним политическим войнам и сами активно используются в экономических и коррупционных «разборках» между ведущими олигархическими группами, они не могут эффективно участвовать в борьбе с коррупцией на общенациональном уровне.
Есть, правда, еще один оригинальный способ борьбы с этим явлением – внешнее управление и международный проект по очищению Украины от коррупции.
Борис Беспалый, народный депутат Украины:
– Считаю, что никто в Украине не способен реально бороться с коррупцией. Как власть может бороться сама с собой? Сегодня коррупция возведена в абсолютный ранг, и надеяться, что нынешняя власть будет добровольно бороться с коррупцией, – это надеяться на то, что кошка укусит себя за хвост.
Олег Мусиенко, генеральный директор «Украинской юридической компании»:
– Мудрая украинская поговорка времен независимости гласит: «Подолати корупцiю неможливо, її можна тiльки очолити»… Проводить эффективную борьбу с коррупцией в современной Украине может и должен только действующий президент. Законодательная база для такой борьбы парламентом в целом создана. Успех также возможен при условии безусловного и немедленного реформирования прокуратуры Украины и вообще всей правоохранительной системы.
Сергей Толстов, директор Института политического анализа и международных исследований:
– У нас существует целый ряд административных органов, которые обязаны бороться с коррупцией. Каждый год в суды попадают сотни дел по обвинению в коррупции тех или иных мелких чиновников. Однако в стране отсутствуют социально-экономические условия и моральный климат, которые позволили бы существенно ограничить распространение коррупционных злоупотреблений.
До тех пор, пока не изменится отношение общества к коррупции и должностным преступлениям чиновников, эффективная борьба с этим злом в принципе невозможна.
Президент время от времени произносит филиппики против коррупции и должностных злоупотреблений в госаппарате, которые часто сопровождаются проверками и увольнениями. Тем не менее судебные решения по поводу злоупотреблений высшего чиновничества практически отсутствуют. Это касается злоупотреблений со стороны как чиновников, так и сторонников оппозиции. В суды, как правило, попадают дела о взятках и должностных преступлениях чиновников низшего звена. Причем нередко судьи оправдывают преступников, вина которых очевидна. Что касается МВД, СБУ и прокуратуры, можно предположить, что они доводят до конца лишь небольшой процент уголовных дел.
Определенную просветительскую работу против коррупции проводит «Антикоррупционный форум» и коалиция «Молодежь против коррупции».