В рекламе лучше не использовать фрагменты уже существующих произведений, так как бывает сложно юридически корректно это сделать.
Практически ни в одной рекламе не обходится без использования литературных и фотографических произведений, рисунков и других работ. А в рекламе на телевидении и радио сложно обойтись без исполнений, фонограмм и других объектов смежных прав.
В связи с тем что использовать эти объекты права интеллектуальной собственности можно только с разрешения их правообладателей, нелишне будет напомнить рекламодателям и рекламистам об ответственности за нарушение авторского права и смежных прав.
ДОГОВОР И ИМЯ АВТОРА
Можно смело утверждать, что сумма в размере от 10 до 50 тыс. минимальных заработных плат, предусматривающаяся в виде компенсации за нарушение авторского права и смежных прав, может значительно подорвать финансовое состояние многих участников рекламного процесса. Сюда же можно добавить и существенный риск быть публично уличенным в деловой непорядочности.
Для того чтобы сохранить лицо и деньги, необходимо знать о том, что нарушением авторского права и смежных прав является:
- бездоговорное использование произведений, исполнений, фонограмм и других объектов права интеллектуальной собственности;
- использование произведений, исполнений, фонограмм и т. д. без указания имени автора (правообладателя).
Поэтому, прежде чем использовать любой из объектов права интеллектуальной собственности в рекламе, необходимо ответить на следующие вопросы:
- Заключен ли с правообладателем авторского права или смежных прав авторский договор на использование произведений, исполнений, фонограмм и т. д.?
- Проставлено ли имя автора (исполнителя) либо другого правообладателя на рекламной продукции?
В связи с тем, что обычно в рекламе содержится несколько объектов права интеллектуальной собственности, необходимо подвергнуть проверке на соблюдение авторского права и смежных прав не только отдельные элементы рекламы, но и рекламу в целом как составное произведение.
Приведем несколько примеров такой проверки.
ПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ
Проверку пеЧатной рекламы на предмет соблюдения авторского права необходимо проводить в следующей последовательности:
- На билборде, плакате, листовке и другом печатном продукте выделяются тексты, фотографии объектов и субъектов, рисунки и другие продукты интеллекта человека.
- Устанавливается автор текста.
В том случае, если автор текста неизвестен, текст лучше не использовать. Это правило не распространяется на фольклор и другие произведения народного творчества.
Если автор текста известен, необходимо получить разрешение на использование произведения под именем автора, псевдонимом или анонимно.
У автора текста необходимо также получить разрешение на использование текста на возмездной или безвозмездной основе.
Если в рекламе используются цитаты из опубликованных произведений, необходимо указать автора произведения и источник заимствования.
3. Проводится анализ фотографических произведений на предмет использования произведений третьих лиц и изображений физических лиц.
При наличии на фотографическом произведении изображения скульптур, зданий, произведений садово-паркового искусства и других объектов авторского права следует руководствоваться определенным правилом.
В том случае, когда объектом съемки было непосредственно само здание, скульптура или другой объект авторского права, необходимо оценить, охраняется ли этот объект авторским правом. Если охраняется, то необходимо иметь разрешение на его воспроизведение. Данное разрешение оформляется в виде лицензионного договора. При отсутствии такового фотографическое произведение лучше не публиковать.
При наличии на фотографическом произведении изображения физического лица необходимо удостовериться, что это лицо позировало за плату или дало разрешение на использование своего изображения. В противном случает фотографическое произведение не используется.
У автора фотографического произведения необходимо также получить разрешение на его использование на возмездной или безвозмездной основе.
4. Устанавливается автор рисунка.
В том случае, если автор рисунка неизвестен, рисунок лучше не использовать. Если автор рисунка известен, необходимо получить разрешение на использование произведения под именем автора, псевдонимом или анонимно. И опять у автора рисунка необходимо получить разрешение на его использование на возмездной или безвозмездной основе.
5. Когда в печатной рекламе используется кадр аудиовизуального произведения, необходимо получить разрешение на использование отдельного кадра аудиовизуального произведения. Нельзя забывать и об артисте, чье лицо попало в используемый кадр.
ВИДЕОРЕКЛАМА
Необходимо помнить о том, что видеореклама может быть как аудиовизуальным произведением (и поэтому объектом авторского права), так и видеограммой (то есть объектом смежных прав).
В первом случае необходимо выявить всех лиц, у которых следует получить разрешение на использование произведения (сценариста, режиссера, звукооператора и других людей, творческим трудом которых создавалось произведение).
Во втором случае нужно получить разрешение на использование видеорекламы у производителя видеограммы.
Нельзя забывать и о правах исполнителей.
РЕКЛАМА НА РАДИО
Обычно этот вид рекламы не обходится без фонограммы с текстом или без него.
В этом случае необходимо разрешение не только от производителя фонограммы, но и от исполнителя, автора текста.
Это правило распространяется и на фрагменты фонограммы.