Новаторское подражание

Инновационность в современных условиях, кроме прочего, заключается в необходимости найти уже созданный удачный продукт и грамотно его повторить.


«Простой секрет моего успеха заключается в том, что я создал нечто новое, соединив воедино идеи и изобретения других людей».
Генри Форд


Kопирование как заимствование опыта – полезно и даже необходимо. Поймать свежий ветер идеи, адаптировать, обогатить и применить ее – вот один из возможных путей к успеху.


Но нужно отдавать себе отчет в том, что простое копирование, даже если оно удачное, – это всегда отставание. Хотя одновременно это и выигрыш во времени. Следовательно, такое копирование целесообразно на первом этапе, когда накапливается опыт, необходимый для того, чтобы, оттолкнувшись от старой идеи, идти дальше. Тех, кто эффективно развивает чужую идею, Питер Друкер назвал «творческими имитаторами», а Теодор Левит ввел термин «новаторское подражание».


Перевод дюймов в миллиметры
Стандартный способ приступить к творческой имитации – купить права на воспроизводство разработки (лицензию). Японские компании после 1945 г. покупали их до 1500 ежегодно. Во многом на лицензиях поднялась потом и промышленность Кореи. Главным мировым имитатором сейчас является Китай.


Современные лицензиары очень внимательно относятся к передаче своих прав. В частности, как правило, в договорах записывается, что лицензиат может производить лишь незначительные изменения в лицензируемом объекте. Все остальное – только по согласованию с владельцем основных прав.


Хотя, конечно, качественное копирование – задача часто очень сложная. Пример из истории. В 1945 г. И. В. Сталин приказал советским авиаконструкторам отложить собственные разработки стратегического бомбардировщика и срочно скопировать американский В-29. Так появился Ту-4. Как рассказывал профессор М. Красношапка, участвовавший в этих работах, им пришлось решать массу технических проблем. Например, американские провода имели толщину, измеряемую в дюймах. Для перевода на советские стандарты их нужно было делать чуть толще (от этого самолет утяжелялся) или тоньше (перегружались сами провода). Как быть? Та же проблема была и с выбором толщины листов обшивки. Но были и «политические» сложности. Так, в копируемом самолете возле иллюминатора для чего-то была установлена кинокамера. То, что это необязательная деталь, понимали все. Но товарищ Сталин сказал: «Копировать». Переспрашивать никто не решился, поэтому заодно скопировали и камеру.


Эффективность копирования оценивают потребители
Границу между заимствованием бизнес-идей и воровством технологий определяет закон. Все незапрещенные им методы допустимы.


Но еще раз повторим – удачное заимствование всегда предполагает элемент творчества. В некоторых случаях этот элемент даже является обязательным. Например, в некоторых проектах велика виртуальная составляющая концепции. Так, можно скопировать оформление ресторана, стиль униформы персонала и идеи для меню. Но если в заведении не удастся создать соответствующую атмосферу, то даже 100%-е копирование материальных объектов не спасет его от провала. Причем решение об эффективности и правомерности копирования в данном случае будут принимать не юристы, а потребители.


Случаев удачного заимствования идей – не сосчитать. Например, Asus первой среди производителей ноутбуков разместила на их крышке дополнительный внешний экран, позаимствовав эту идею у производителей телефонов-«раскладушек». А Билл Гейтс увидел идею графического интерфейса своей Windows у операционной системы от Apple.


Слова об использовании передового западного опыта обладают магической силой, поэтому иногда компания может слегка пустить пыль в глаза. Пару лет назад российская компания «Эконика» заявила о запуске нового формата своих магазинов каскет, сказав, что он успешен на Западе. Но в нероссийской части Интернета в то время не было ни одного упоминания данного термина.


Российская компания «Роллтон» собирает идеи продуктов быстрого изготовления со всего мира, решает, какие из них будут востребованы местными потребителями, и запускает новые продукты. Аналогично строят свой бизнес «Руян» и некоторые другие компании, являющиеся лидерами в своих сегментах. «Си-про» подсмотрела идею каш быстрого приготовления (ТМ «Быстров») и запустила их на российском рынке, адаптировав рецептуры. О схожих случаях в украинской практике мы рассказываем в отдельных статьях данного спецпроекта.


Александр Кравцов, президент группы «Руян», в интервью российскому «Секрету фирмы» говорил: «Не важно, что мы думаем по поводу того, как может продаваться та или иная вещь. Важно иметь возможность посмотреть, как она уже где-то продается». Идеи для продуктов выискиваются ими по всему миру. Раньше производством в основном занимались сами. Сейчас если видят интересный товар, отправляют его в Китай своим партнерам для изучения возможности производства. Но бывали и проколы: если товар оказывался слишком простым, то вскоре его начинали производить многие. В качестве одного из элементов собственной защиты «Руян» развивает свой бренд, под которым и предлагает заимствованные товары. Ежегодно в сбор информации о новинках компания вкладывает около $1 млн. Сокращать затраты на начало производства новинки и ее продвижение компании позволяет обширная база компаний-производителей и дистрибьюторов. Она дает возможность формировать оптимальные производственные цепочки и сети продаж. Каждым проектом в компании занимается самостоятельная бизнес-единица. Ее руководителю устанавливается единственный плановый показатель – рост продаж.


«Большинство новых идей являются комбинацией старых идей».
Поль Слоян


Изучать можно всю модель
Высшим стратегиЧеским уровнем заимствования можно считать бенчмаркинг (от англ. benchmark – начало отсчета, зарубка). Он представляет собой метод управления бизнесом, основанный на сравнительном анализе эффективности работы своей компании с показателями других, более успешных фирм. Бенчмаркинг находит применение во всех сферах деятельности предприятия: в логистике, маркетинге, управлении персоналом и др.


Элементы бенчмаркинга в человеческой деятельности существовали всегда. Но более-менее стройной и масштабной эта деятельность стала в исполнении японских компаний после Второй мировой войны. Причем заимствовались не только организационные идеи, но и принципы построения конкретных устройств: японцы их разбирали и не слепо копировали, а находили варианты улучшения и удешевления. Так, в 1947 г. в Bell Labs был изобретен транзистор. Но американцы положили его на полку, планируя заменить им лампы в приемниках позже. Акиа Морито, президент компании Sony, узнал о новинке из прессы. Он поехал в США и приобрел лицензию на транзистор всего за $25 тыс. А через несколько лет дешевые и легкие транзисторные радиоприемники Sony завоевали весь мир. Позже японцы повторили этот рыночный «фокус» с телевизорами, электронными часами, портативными калькуляторами.


В 1970-х уже страны Запада обратили внимание на агрессивно быстро развивающуюся Японию и стали изучать ее опыт. В настоящее время в США, Японии и других странах программы бенчмаркинга развиваются при государственной поддержке. Там созданы бюро, предназначенные для поиска партнеров и обмена опытом. Считается, что их деятельность способствует развитию экономики страны в целом.







«При каких условиях может начаться экспорт украинских бизнес-идей?»


Петр Чернышов, председатель правления группы компаний ВВН в Украине:
– Экспорт идей, как и любых других товаров, начинается тогда, когда нет для этого барьеров. Такими барьерами в настоящее время в Украине являются язык (очень мало людей хорошо владеют английским) и самоизолированность украинцев от мировой информации (немногие читают западную прессу, просматривают сайты). К тому же мало кто связан по бизнесу с Западом. Когда эти барьеры исчезают хотя бы в пределах одной компании, происходит нормальный обмен идеями. Например, в ВВН этих барьеров нет, так как мы – часть большой международной структуры, и наши идеи используются на Западе. Так, сейчас наш опыт внедрения CRM-системы (Customer Relationship Management) намерена изучить и взять к исполнению компания Scottish & Newcastle, наш акционер.


Оксана Семенюк, директор отдела управления людскими ресурсами ЗАО «Крафт Фудз Украина»:
– Я более чем уверена, что в украинских компаниях есть много интересных идей (внедренных и тех, которые еще будут реализованы), уникальных на мировом рынке. Причин, почему западные компании до сих пор не ухватились за них, может быть несколько. Во-первых, украинский рынок развивается, а на западных рынках бытует ошибочное мнение по поводу эффективности идей, возникших в условиях развивающейся рыночной экономики. Во-вторых, наши компании достаточно закрытые и неохотно делятся своими идеями не только на западном рынке, но и на отечественном.
Но мы легко делимся своими идеями в области управления человеческими ресурсами с коллегами в корпорации и вообще на рынке, не боясь, что кто-то переймет наш опыт, ведь только таким образом идеи работают. А, кроме того, движемся вперед и размышляем над новыми разработками. Показателем того, что идеи украинских сотрудников чрезвычайно ценны для корпорации, служит тот факт, что на сегодняшний день около 10 сотрудников «Крафт Фудз Украина» временно работают над проектами на высоких должностях в разных подразделениях компании (Австрия, Великобритания, ЮАР). А один из сотрудников, начавший работу в компании в 1995 г., в прошлом году занял пост вице-президента региона Восточной Европы.

Залишити відповідь