Во II квартале 2007 г. европейские сделки M&A по инициативе фондов прямых инвестиций достигли рекордных 62 млрд. евро (+13%). Теперь эксперты Candover Investments ожидают спада: частным покупателям все труднее найти капитал для сделок
Экспансия
Acer купила пропуск на рынок США
Acer, тайваньский производитель компьютеров, приобретает американского конкурента Gateway. Стоимость сделки составит $710 млн., или $1,9 за акцию, что на 57% выше ее рыночной стоимости. По мнению экспертов, такая премия оправдана. Acer-Gateway будет производить до 20 млн. компьютеров в год, а доход от продаж составит более $15 млрд. Объединение позволит тайваньской компании, ранее довольствовавшейся шестым местом в США, удвоить свою долю рынка в стране (у Acer этот показатель составляет 5,2%, у Gateway – 6,1%). Уступать она будет лишь HP и Dell. В глобальном масштабе тайваньский производитель сумеет потеснить Lenovo и подняться в табели о рангах с четвертой на третью позицию. По оценке Gartner, во II квартале 2007 г. HP реализовала 11,1 млн. ПК, Dell – 9,1 млн., Lenovo – 4,9 млн., Acer – 4,4 млн.
Данная сделка – далеко не единичный случай. Азиатские компании, наладившие эффективные производства, пока слабы в области маркетинга, поэтому и интересуются известными марками, переживающими не лучшие времена.
О том, что Acer собирается купить одного из своих конкурентов, стало известно еще весной. Тогда в интервью WSJ гендиректор тайваньской компании Джей Ти Вонг заявил, что изучает несколько кандидатов для поглощения. В конечном итоге выбор пал на Gateway. С одной стороны, эта торговая марка имеет серьезный вес в США, что гарантирует покупателю более мягкую экспансию на внутренний рынок. С другой – цена за этот актив более чем приемлема. В последнее время дела у Gateway шли не лучшим образом: только во II квартале выручка снизилась на 9% (до $840 млн.), и цена на акции за два года упала более чем вдвое.
Помимо этого, Acer нужен был второй бренд, чтобы сделать свой продуктовый портфель более взвешенным. «Мы планируем работать в формате мультибрендовой компании, причем различные бренды будут позиционироваться в разных потребительских сегментах», – говорят в пресс-службе тайваньского производителя. По некоторым предположениям, бренд Gateway будет позиционироваться как более дорогой, а Acer – более дешевый.
Нынешнюю сделку планируется завершить уже в декабре. Следующая цель для Acer – закрепиться в Западной Европе. Для этого компании предстоит выиграть у Lenovo борьбу за европейского сборщика ПК Packard Bell.
Поглощение
U.S. Steel пустила корни в Канаду
U.S. Steel, крупнейшая американская сталелитейная компания, объявила о поглощении канадского производителя стали Stelco за $1,1 млрд. Помимо этого, покупатель примет на себя обязательства по обслуживанию долга Stelco в размере $760 млн. Американцы не поскупились. Сделка оценивается в 10 EBITDA канадской компании, что составляет 40-процентную премию к рынку, где стальные активы торгуются с коэффициентом 5,4 EBITDA. И это при том, что рентабельность Stelco в 2007 г. прогнозируется на уровне 7%, в то время как Arcelor Mittal – 18%.
Но для U.S. Steel это решение скорее вынужденное. Прежде всего компания искала пути усилить свои позиции на фоне нарастающего конкурентного давления со стороны китайских металлургов. По подсчетам Bloomberg, только в нынешнем году они совершили 213 поглощений на $41 млрд. С покупкой Stelco американцы серьезно укрепят свои тылы: производственная мощность U.S. Steel достигнет 33 млн. т необработанной стали. Это позволит компании перескочить с седьмой строчки списка крупнейших мировых производителей стали сразу на вторую, опередив японскую Nippon Steel (32,7 млн. т). Впереди с большим отрывом идет Arcelor Mittal (117 млн. т). Совокупная же капитализация U.S. Steel и Stelco составит $12 млрд.
Кроме того, американцы обезопасят себя в производственном плане. Вот уже четыре месяца снижаются цены на плоский стальной прокат в США, поставками которого занимается U.S. Steel. В то же время цены на железную руду, по прогнозам Credit Suisse, в следующем году увеличатся на 25%. У U.S. Steel объем добычи этого сырья пока превышает возможности переработки. Ликвидировать дефицит как раз поможет поглощение Stelco, владеющей несколькими перерабатывающими СП в США и Канаде.
До сих пор Stelco была последней крупной независимой канадской металлургической компанией, хотя сама продавалась дважды. Когда в 2004 г. компания объявила себя банкротом, на ее покупку претендовали U.S. Steel, Deutsche Bank, «Северсталь» и канадская Island Energy Partnership, но руководство отвергло все предложения. В марте 2006 г. Stelco вышла из состояния банкротства, а в июне 2007 г. была выставлена на продажу. И хотя список участников конкурса не раскрывается, среди его возможных претендентов назывался и альянс «Метинвеста» Рината Ахметова с Arcelor Mittal.
Топ-менеджмент
Две головы хорошо, одна – лучше
Сопредседатель правления авиаконцерна EADS с немецкой стороны Томас Эндерс официально покинул свой пост и возглавил совет директоров дочерней Airbus. Единоличным главой EADS стал второй сопредседатель – француз Луи Галуа. Тем самым авиаконцерн положил конец громоздкой системе двойного правления, введенной в 1999 г. Именно она летом 2006 г. спровоцировала задержку выпуска лайнера Airbus А-380, обернувшуюся потерями в 572 млн. евро. Для сохранения национального равновесия в верхушке концерна на пост главы совета управляющих был назначен немец Рюдигер Грубе – бывший топ-менеджер DaimlerChrysler.
Каждый из новоназначенных топ-менеджеров намерен внести свою лепту в восстановление EADS. Так, 48-летний Эндерс уже пообещал выполнить в максимально сжатые сроки спорную антикризисную программу Power8. Она предусматривает минимизацию к 2010 г. расходов за счет сокращения 10 тыс. рабочих мест и продажи нескольких производственных площадок, в том числе в Германии.
Для Рюдигера Грубе задачей-минимумом на ближайшие месяцы станет введение «золотых акций», держатели которых будут обладать правом вето независимо от размера доли. Цель такого шага – защитить EADS от недружественных поглощений, так что «золотыми акционерами» станут исключительно инвесторы из Франции и Германии. Впрочем, конкретные рекомендации по этому поводу будут озвучены в мае 2008 г.
Луи Галуа заявил, что рано или поздно придется отказаться от одной из двух нынешних штаб-квартир концерна – в Париже или Мюнхене.
Кризис-менеджмент
Показательные инвестиции
Американский рынок ипотеки, похоже, начинает нащупывать почву под ногами. Bank of America – второй по величине банк в США – инвестировал $2 млрд. в крупнейшую американскую ипотечную компанию Countrywide Financial Corp., которая понесла серьезные убытки на фоне кризиса ликвидности. В Countrywide был заинтересован и Уоррен Баффет, ранее заявлявший, что кризис недвижимости открывает неплохие инвестиционные возможности. Его инвестфирма Berkshire Hathaway уже вложила средства в шестую по величине ипотечную компанию в стране. Сохранит миллиардер и долю в WellFargo & Co. – компании номер два ипотечного рынка США.
Кроме того, Bank of America вместе с крупнейшими розничными банками JPMorgan и Wachovia сообщили о привлечении у ФРС по $500 млн. каждый. Как известно, эти банки имеют хорошую ликвидность и возможности для привлечения средств из других источников на более выгодных условиях. Тем самым они призвали других игроков не стесняться заимствовать у регулятора. (Напомним, что учетная ставка, по которой ФРС дает кредиты коммерческим банкам, 24 августа была снижена с 6,25 до 5,75% годовых.)
«Благодаря этим новостям и действиям ФРС представляется, что ипотечный рынок возвращается к приемлемым уровням активности и ликвидности быстрее, чем мы ожидали», – цитирует Bloomberg аналитика с Уолл-стрит. К концу августа американские фондовые индексы поползли вверх, а котировки иены, которую инвесторы использовали в качестве своеобразной «тихой гавани», начали снижаться.
Впрочем, несмотря на некоторое оздоровление финансовой сферы США, давление кризиса продолжается. Банк Lehman Brothers готовится закрыть свое ипотечное подразделение BNC Mortgage. Стоимость акций этого инвестбанка с начала 2007 г. упала на 24%. Кроме того, решение сократить персонал приняли компания Accredited Home Lenders и банк HSBC. Первая уволит 1,6 тыс. человек (60% штата), из HSBC уйдут 600 сотрудников.
Чехия отказалась от плана вступить в зону евро до 2012 г. В качестве главных причин называются серьезный дефицит госбюджета и угроза резкого роста цен
Реорганизация
Philip Morris отправили в свободный полет
Совет директоров Altria наконец принял решение разделить американское и международное подразделения принадлежащей ей табачной компании Philip Morris (бренды Marlboro, L&M, Parliament и Virginia Slims). Данное решение, требующее разрешения регулирующих органов США, предусматривает выделение Philip Morris International (PHI) со штаб-квартирой в швейцарской Лозанне в отдельную компанию.
Причин для решения, по мнению экспертов, как минимум две. Во-первых, американское и международное подразделения Philip Morris получат возможность развиваться самостоятельно, запускать новые продукты и заниматься поглощениями. Тем более что у каждой из этих структур давно действует собственный сценарий развития. Так, выручка PMI ожидается на уровне $48 млрд. – это втрое больше, чем в США. Доходы Philip Morris USA падают из-за снижения числа курильщиков (с 1981 г. на 1-2% ежегодно). Если в Америке компания контролирует 51% рынка, то в мировом масштабе – лишь 15,4%.
Вследствие реструктуризации PMI сможет агрессивнее захватывать многообещающие развивающиеся рынки, потребляющие 60% сигарет, где существует меньше ограничений на рекламу табачных изделий и торговлю ими. Этим летом Altria сообщила о том, что собирается сократить объем экспорта сигарет из Америки в Европу (он составляет 57 млрд. штук в год) и переключиться на поставки с 42 своих фабрик, находящихся в других странах. Крупнейшие из них размещаются в Нидерландах, России, Германии, Турции и Украине. PMI в 2006 г. произвела 831,4 млрд. сигарет.
Во-вторых, с выделением в отдельную структуру PMI больше не придется защищаться от властей и общественности в США, где на производителей сигарет продолжают оказывать давление. Новая компания не будет ответчиком по многомиллионным судебным искам, часто выдвигающимся против Philip Morris USA.
Несколькими месяцами ранее Altria также выделила в отдельную компанию свое пищевое подразделение Kraft Foods.