Мистицизм в контексте
Приближающийся 200-летний юбилей Николая Васильевича Гоголя, который состоится в апреле 2009 г., в Украине начинают праздновать уже сейчас в несколько этапов. Первый этап «ARS ART Гоголь-проекта» пройдет в стенах «Мистецького Арсеналу» при участии центра современного искусства «Дах» с 7 по 14 сентября 2007 г. Он будет включать в себя визуальную (проект «Гоголь. Портрет») и театральную, музыкальную (спектакль-перформанс «Смерть Гоголя») программы. Влад Троицкий, инициатор и продюсер проекта, надеется, что «ГогольFEST» поможет найти и отработать новую технологию качественной презентации и путей развития современного украинского искусства во всех его проявлениях. Будет накоплен опыт, налажены коммуникации и создана база для проведения ежегодного международного фестиваля современных искусств. А учитывая сочетание названия «Арсенал» (первое значение этого слова – место изготовления и хранения оружия) и имени Гоголя, часто ассоциируемого с философией мистицизма, можно предположить, что проводимая акция даст новый толчок развитию украинского современного искусства. Она же позволит приблизиться к накопленному веками, но пока все еще скрытому потенциалу уникального мировоззрения, которое первым явил миру Гоголь.
Владимир Набоков:
«Если уравновешенный Пушкин, земной Толстой, сдержанный Чехов знали только отдельные минуты иррационального прозрения, то Гоголь весь в четвертом измерении. Этим определяется его причастность к великой литературе, которая всегда идет по краю иррациональности»
Вечно современный «Ревизор»
Неслуайно в прошлом году Юрий Соломин как режиссер и художественный руководитель реанимировал бессмертную комедию Гоголя «Ревизор» в Малом театре. По его словам, «восстанавливать ничего нельзя, можно только ставить заново. Но заново – это не значит все вверх ногами. Сегодня мы все время говорим о произволе чиновников. Так вот Гоголь написал об этом еще в 1832 г. Можно показать Хлестакова бандитом, но Гоголь-то этого не писал. Он написал о том, что мальчишку приняли неизвестно за кого. А ставить надо в том варианте, в той классической школе, которая существует в Малом театре. Поэтому «Ревизор» у нас выдержан в классическом стиле и в костюмах, и в декорациях, и в исполнении. Мы пытались максимально следовать замыслу автора».
Соломин разглядел в гоголевской комедии один из ее блистательных внутренних секретов: ревизия происходит без всякого мнимого или подлинного ревизора. Чиновники уже сами ревизуют свои «ведомственные» пороки задолго до ожидаемой официальной «порки». Действительная, подлинная всесторонняя ревизия произошла уже в первой сцене комедии, когда Городничий, а вслед за ним и весь его аппарат доверительно рассказывают друг другу о творимом ими беззаконии. Идет саморевизия, ревизия взаимопонимания чужих грехов, потому что таковы и грехи собственные. Вот изначальный секрет гоголевской комедии. Да и не надо никакого настоящего ревизора, он – посланец из ниоткуда, его распоряжения – всего лишь чужие приказы, а не живые глаза всевидящих подельников.
Именно так сыграна эта сцена сегодня в Малом, когда главный ревизор Городничий дает понять: все увидено, все сказано и все снова спрятано. Финал этого персонажа тоже сделан отлично, ничто не мешает в эти минуты встрече зрителя с бессмертным гоголевским текстом. В каждом из нас, как писал Гоголь, живет этот Городничий: толковый и глупый, наблюдательный и темный, сильный и слабый, грешный и боящийся греха, честный семьянин в своем доме и разрушающий семьи людей в своем городе. И не случайно (это подлинная победа художника спектакля А. Глазунова), что к финалу как бы распахивается рисованная декорация во всю длину сцены, тихий городок читается теперь целой Россией, и вся Россия слышит эти страшные пророческие слова Городничего: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!..».
Гастроли Малого театра в Киеве пройдут с 11 по 20 сентября на сцене Национального театра русской драмы им. Леси Украинки.