Мистицизм в контексте
Владимир Набоков:
«Если уравновешенный Пушкин, земной Толстой, сдержанный Чехов знали только отдельные минуты иррационального прозрения, то Гоголь весь в четвертом измерении. Этим определяется его причастность к великой литературе, которая всегда идет по краю иррациональности»
Вечно современный «Ревизор»
Соломин разглядел в гоголевской комедии один из ее блистательных внутренних секретов: ревизия происходит без всякого мнимого или подлинного ревизора. Чиновники уже сами ревизуют свои «ведомственные» пороки задолго до ожидаемой официальной «порки». Действительная, подлинная всесторонняя ревизия произошла уже в первой сцене комедии, когда Городничий, а вслед за ним и весь его аппарат доверительно рассказывают друг другу о творимом ими беззаконии. Идет саморевизия, ревизия взаимопонимания чужих грехов, потому что таковы и грехи собственные. Вот изначальный секрет гоголевской комедии. Да и не надо никакого настоящего ревизора, он – посланец из ниоткуда, его распоряжения – всего лишь чужие приказы, а не живые глаза всевидящих подельников.
Именно так сыграна эта сцена сегодня в Малом, когда главный ревизор Городничий дает понять: все увидено, все сказано и все снова спрятано. Финал этого персонажа тоже сделан отлично, ничто не мешает в эти минуты встрече зрителя с бессмертным гоголевским текстом. В каждом из нас, как писал Гоголь, живет этот Городничий: толковый и глупый, наблюдательный и темный, сильный и слабый, грешный и боящийся греха, честный семьянин в своем доме и разрушающий семьи людей в своем городе. И не случайно (это подлинная победа художника спектакля А. Глазунова), что к финалу как бы распахивается рисованная декорация во всю длину сцены, тихий городок читается теперь целой Россией, и вся Россия слышит эти страшные пророческие слова Городничего: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!..».
Гастроли Малого театра в Киеве пройдут с 11 по 20 сентября на сцене Национального театра русской драмы им. Леси Украинки.