Лидеры глобального IT-рынка, говоря вслух о социальной значимости проектов, направленных на создание так называемых электронных правительств, одновременно втихую создают для себя новые рынки.
B США правительство – один из самых любимых клиентов для бизнеса. Объясняется это тем, что у него очень много денег, оно всегда платит в срок, чутко откликается на яркие идеи и всячески старается не отставать от частного сектора. Не будем говорить об Украине – в большинстве других стран также приходится мечтать о таких правительствах. Однако это не останавливает IT-компании от попыток наладить отношения с этим заказчиком.
Своеобразным «зонтиком» для подобного вида работ в последнее время стала концепция так называемого электронного правительства.
На Западе IT-компании выступают как консультантами (или лоббистами?) законодателей, разрабатывающих соответствующие законопроекты, так и подрядчиками при поставках оборудования, ПО, построении инфраструктуры, организации сервиса. Говоря о новых идеях, выглядящих социально очень привлекательными, одновременно IT-лидеры рассчитывают получить преимущества перед конкурентами и значительное расширение бизнеса.
Об электронных правительствах говорят не только в развитых странах Запада (их элементы там уже внедрены), но и в государствах, которые до недавнего времени были нашими соседями по соцлагерю: Венгрии, Латвии, Эстонии, Чехии и др. При этом в ряде случаев IT-корпорации берут (или получают?) своеобразное шефство над национальными проектами. Так, НР по этой проблеме работает с правительством Азербайджана, а Cisco Systems – Эстонии.
Простого участия в тендерах недостаточно
Cisco Systems занималась внедрением сетевых технологий в государственном секторе фактически со дня своего рождения. Однако набор концепций и подходов, объединяющих электронное правительство (e-government), окончательно оформился лишь несколько лет назад. «Стран, где бы Cisco в той или иной мере не участвовала в проектах создания электронного правительства, не так много. Мы считаем, что простого участия в тендерах на поставку оборудования для нужд государства недостаточно. Необходимо действовать на более высоком, стратегическом уровне», – размышляет Валерий Фищук, заместитель директора «Cisco Systems Украина» по взаимодействию с государственным сектором. Разработка идеологий и проектов для государственного сектора возложена на специальное структурное подразделение – Internet Business Solution Group. В рамках программы Country Transfor-mation («трансформация страны») каждой стране предлагается модель внедрения технологий в экономику. В составе каждого регионального подразделения компании существует отдел по взаимодействию с государственным сектором, специалисты которого на местах определяют, какие сферы страны готовы для внедрения информационных технологий. «В нашем отделе работают шесть человек, среди которых консультанты, инженеры, эккаунт-менеджеры. В задачу каждого сотрудника входит не просто продажа оборудования, но и разработка концепций и проектов, необходимых для реализации в различных сферах. В этом нам активно помогают партнеры. Компания «Инком» – в транспортной отрасли, «Софтлайн» – в вопросах построения систем электронного документооборота», – продолжает В. Фищук.
Жизнь с прилагательным «электронная»
Проекты внедрениЯ информационных технологий для государственного сектора с участием Cisco отличаются не только масштабами, но и степенью вовлечения самой компании. Иногда все ограничивается проектированием и поставкой сетевых технологий, например, как в случае с муниципальным советом городка, расположенного в центральной части Великобритании. С целью модернизировать обслуживание населения в муниципалитете была внедрена система унифицированных коммуникаций, способная интегрировать услуги разных ведомств и доставлять их прямо в дома и квартиры жителей. С ее помощью граждане получили единую точку доступа к муниципальным и «немуниципальным» услугам, таким, например, как услуги здравоохранения. Унифицированные коммуникации позволили родителям и детям поддерживать тесный контакт с местными школами и получать доступ не только к услугам образовательного характера, но и к целому ряду других, включая получение социальной помощи.
Наряду с поставками оборудования Cisco Systems принимает активное участие в процессе разработки национальных стратегий внедрения информационных технологий. «Такие «товары», как роутинг, коммутация и маршрутизация в государственном секторе не продаются. В первую очередь тут следует говорить об идеологии и концепции: электронном правительстве, электронном образовании, электронной медицине», – говорит Валерий Фищук. Так, с участием Cisco в Украине была построена Национальная система конфиденциальной связи. Ее задача заключается в объединении центральных органов власти с целью гарантировать безопасность передачи данных. Второй проект – URAN (Ukrainian Research and Academic Network), реализован совместно с Национальным университетом «Киевский политехнический институт». Идея заключается в том, чтобы построить в Украине образовательную телекоммуникационную сеть с целью объединить высшие учебные заведения и школы, тем самым создав телекоммуникационный кластер. С помощью этой сети студенты, учителя и родители получат доступ к мощным цифровым ресурсам. Помимо Украины, на постсоветском пространстве Cisco реализует различные проекты в Азербайджане и России.
Основным препятствием распространению в Украине информационных технологий на государственном уровне Валерий Фищук считает отсутствие единой стратегии. Кроме того, не отработан механизм финансирования проектов, а также не определены приоритеты в отношении очередности автоматизации разных сфер государственного сектора. Это приводит к тому, что, например, сейчас свои реестры предпринимателей создают одновременно МВД, Минфин и таможенная служба.
Пример для подражания
Пример внедрения информационных технологий в государственном секторе Эстонии стал почти хрестоматийным. В стране с населением 1,32 млн. чел. 62% жителей – активные пользователи Интернета, 100% школ и организаций государственного сектора подсоединены к Сети.
По словам представителей эстонской неправительственной организации The e-Governance Academy (eGA), основными причинами успешного перевода государственного сектора на технологические рельсы были всеобщая поддержка со стороны общества, заинтересованность политической элиты, активная роль правительства и совместная реализация частных и государственных инициатив. В результате диалог между гражданами, бизнесом, государственными службами и органами проходит в онлайн-режиме с минимальным участием бюрократического аппарата. К примеру, в 2006 г. 82% налоговых деклараций были заполнены через Интернет.
Ежегодно на внедрение IТ-проектов выделяется 1% государственного бюджета Эстонии. Эффективному использованию инвестиций сопутствует использование проектного подхода вместо генерального плана. Таким образом, по словам Валерия Фищука, Эстонии удалось реализовать практически все идеологии и концепции – начиная с электронной цифровой подписи и заканчивая системой голосования через Интернет.
Согласно современным взглядам электронное правительство не изменяет принципы работы государства, а является важным инструментом повышения производительности и качества работы всех государственных учреждений. Поэтому эффективность – не единственная, но главная цель. Следование красивым принципам типа «открытого правительства» является ничем иным, как прикрытием нерационального использования средств.