Пришел, увидел, победил?

Ощущения в первый рабочий день в новой компании чем-то схожи с теми, которые испытывает первоклассник 1-го сентября: идешь невесть куда, что нужно делать представляешь крайне слабо, вокруг совершенно незнакомые тебе люди, как примут — опять же непонятно. Правда, в отличии от первоклашек, которым приходиться завоевывать свое место под солнцем самостоятельно, для взрослых дядей и тетей разработана масса методик и тренингов по адаптации на новом месте. Не претендуя обозреть все из них, что было бы сродни попытке объять необъятное, остановимся на наиболее любопытных.


Не перегнуть палку


Собственно, проблема адаптации новичков в коллективе, возможно, и не появилась бы, если бы HR-специалисты уделяли ей хоть минимальное внимание. У нас же в основном принято показать где находиться рабочее место да туалет, и, в лучшем случае, познакомить нового сотрудника с его непосредственным руководителем. Впрочем, точно такие же проблемы существуют и за рубежом. Несмотря на то, что методики западноевропейского HR нередко ставят в пример нашим кадровикам, там, порой, случаются одиозные ситуации. Так, некоторое время назад британский сайт reed.co.uk проводил исследование, посвященное адаптации новых сотрудников в компаниях Великобритании. Подавляющее большинство из более чем 5700 опрошенных (93%) указали, что плохой адаптационный курс или его отсутствие снижают продуктивность дальнейшей работы в компании. В ходе исследования были выделены основные ошибки работодателей в процессе адаптации новых сотрудников на работе.


Первая и основная — на введение в должность выделяется слишком мало времени. Так, одному новому сотруднику просто сказали: «Вот ключи, вот номер моего мобильного телефона, удачи!». Другой опрошенный «получил пятиминутные разъяснения и был оставлен в покое, чтобы все остальное изучать самостоятельно». Если же в компании и проводят вводный курс, то зачастую – слишком поспешно, или же — наоборот, слишком скучно и затянуто. Один из респондентов пожаловался, что «пробежался по департаментам и тут же был направлен «на поле боя», а другой, что «вводный курс проводился настолько неубедительно, что всех клонило в сон».


Серьезной проблемой является и то, что личное общение подменяется самостоятельным чтением корпоративного кодекса и других документов. Один новичок «был оставлен на пять часов в помещении с кучей видеокассет, затем кто-то пришел и спросил, готов ли он приступить к работе». Если же HR-менеджер и общается лично с новым сотрудником, то частенько — не о том, о чем нужно. Так, очень многие респонденты пожаловались, что специалисты, проводящие адаптационный курс больше интересуются личной жизнью новичков, чем их профессиональными качествами.


Еще хуже, когда HR-специалист просто забывает оповестить сотрудников о приеме новенького. Или же оповещает, но совершенно параноидальным способом. Например, один новый работник написал, что был вынужден «прыгать на одной ноге и петь We all live in a yellow submarine на глазах у двадцати коллег». В итоге, согласно исследованию reed.co.uk каждый 25-й сотрудник уходит с нового места работы просто из-за плохо организованного вводного курса.


Спеться, но не спиться


Конечно, все это примеры из далекой Британии. Но аналогичные проблемы существуют и в Украине. Правда, отрадно, что на них уже начали обращать внимание. «Сейчас все чаще крупные корпорации задаются вопросом адаптации новичка на работе», — отмечает Елена Сотник, тренер семинара «Система адаптации персонала» тренинг-центра Golden Staff. Специальные программы по адаптации уже появились в таких монстрах как «Киевстар», «Олимп», и ряде других. Правда, пока они в основном включают именно профессиональную адаптацию, то есть пояснение служебных обязанностей новичка, что же касается социальной, то есть адаптации в коллективе, то это в основном предоставляется «на откуп» самому сотруднику.


Понятное дело, что налаживание контактов с новыми коллегами — процесс индивидуальный, однако на всякий случай приведем несколько советов специалистов. Так, эксперты HR-рынка сходятся во мнении, что одной из наиболее эффективных методик адаптации является методика, разработанная международной компанией Drake International. Так, одна из рекомендаций, приведенных в сборнике, гласит, что неплохо бы хотя бы раз-два посетить новый офис до начала работы в нем (не считая дня собеседования). Так что вполне уместно и даже нужно попросить HR-специалиста устроить предварительную экскурсию по офису. Если все это будет сделано еще до наступления первого рабочего дня, то новичок будет чувствовать себя комфортно.


Что же касается первого рабочее дня, то важно помнить, что новый сотрудник прибывает в первый день на работу с ощущениями возбуждения, волнения и энтузиазма. Новичок – это чистый лист бумаги, и именно от организации зависит то, как этот лист будет заполнен. Обычная ошибка, совершаемая компанией в первый день сотрудника, – попытка предоставить ему всю необходимую информацию, которая все равно не будет воспринята.


Между тем лучше всего начать этот день с неформального завтрака, на котором сотрудник встретит своих новых коллег. В таком случае будет достигнута главная цель адаптации – помочь сотруднику чувствовать себя комфортно на новом месте. А самому новичку эксперты Drake International советуют начинать первый рабочий день не с молчаливого погружения в свой монитор, а с готовностью откликнуться на предложение совместного завтрака с новыми коллегами. Или хотя бы кофепития. Только главное, чтобы завтраки и продолжительный кофе по утрам не растянулись на все два-три месяца адаптации. Начинать работать то тоже когда-то нужно.

Залишити відповідь