В условиях быстрого роста бизнеса МКС сделала ставку на выращивание не только специалистов нижнего уровня, но и управленцев.
Kомпания МКС в настоящее время владеет в Украине одной из крупнейших сетей магазинов компьютерной и офисной техники. Бизнес продолжает быстро расти: в 2006 г. оборот увеличился на 24%. В последнее время компания ежегодно расширяет розничную сеть на три новых города. В результате постоянно ощущается острая нехватка персонала. Штат компании в год вырастает в среднем на 200 человек (сейчас он насчитывает более 2000 человек).
В начале 2007 г. МКС привлекла иностранные инвестиции и направила их на развитие сети магазинов. В амбициозную программу развития, рассчитанную до 2010 г., входит трехкратное увеличение объема продаж по сравнению с 2006 г., покрытие сетью всех регионов Украины, увеличение количества магазинов с 50 (на конец 2006 г.) до 160 точек. По словам Татьяны Дьячковой, генерального директора МКС, все это делает задачу подбора профессионального персонала еще более актуальной.
Почему вы предпочитаете не брать готовых специалистов со стороны, а выращивать их?
Во-первых, их-то и брать особо неоткуда – на рынке острый дефицит. Во-вторых, продавца легче научить, чем переучивать, а выращенный менеджер более лоялен к компании, и ему не нужно тратить время на привыкание к ее специфике. Только в прошлом году МКС потратила на обучение персонала своих магазинов (тренинги для продавцов, менеджеров среднего и высшего звена) около $100 тыс.
У нас внедрена многоуровневая система отбора и обучения сотрудников. Первое собеседование проводит менеджер по персоналу, который определяет соответствие личных качеств соискателя должности корпоративным ценностям компании. Затем проходит вторичное собеседование с руководителем подразделения, где будет работать соискатель. А дальше нужно показать себя в деле – соискатель идет стажером в торговый зал. Будущий продавец изучает корпоративную книгу продаж МКС и проходит стажировку под руководством наставника. Через некоторое время департамент по работе с персоналом МКС снова тестирует новичка. Если качество его работы удовлетворяет компанию, его направляют на ближайший двухдневный тренинг в центре обучения персонала МКС в Харькове. Далее каждый сотрудник компании периодически участвует в обучающих программах и подтверждает свои знания и навыки на аттестациях.
Практика наставничества существовала у вас и ранее. Что изменилось сейчас?
Благодаря внедрению программы «Наставник» процесс стажировки регламентирован, что позволяет получать требуемый результат в установленные сроки. Наставники не только обучают стажеров, но обязательно присутствуют на аттестации, заполняют формы отчетов по стажеру, в которых подробно анализируются все знания и навыки стажера – от коммуникативных до трудовых. Пилотный проект был «обкатан» в Харькове, сейчас распространяется на другие регионы.
Кто становится наставником для руководителей?
Наиболее подготовленные и перспективные сотрудники включаются в кадровый резерв, являющийся источником для выращивания управленцев. Готовятся молодые руководители в процессе обучения. Так, для директоров магазинов разработана специальная модульная программа, рассчитанная на 16 часов (два дня аудиторных занятий). Модулей всего 19 («Основы бюджетного управления», «Складской учет и финансовая отчетность», «Основные юридические аспекты в работе руководителя», «Управление персоналом» и др.), на каждый отводится от 30 минут до 2 часов. Время, конечно, небольшое. Но цель данной программы – не обучить «от» и «до», а дать будущему руководителю некий базис, сформировать у него определенную «этажерку знаний», полки которой он будет заполнять уже самостоятельно в процессе ежедневной работы.
Принципы кадровой политики МКС
|