Чем вдохновляет «Сандора» – социальная ответственность, нестандартность маркетинговых решений, известность (репутация), внедрение новых технологий, инновационность.
«Сандора» слывет лидером, добившимся успеха скорее защитными действиями, а не целенаправленным формированием рынка. Кроме того, компании часто приписывают некоторый консерватизм. Но именно эта ее характеристика позволила потребителю увидеть стабильность в торговой марке. Это, а также качественная дистрибуция и эффект масштаба помогли «Сандоре» занять практически половину рынка соков страны.
Созданную компанией репутацию эксперты считают одной из главных составляющих ее успеха. «Репутация компании «Сандора» строится не только на наработанном капитале корпоративного бренда, но и на потребительском капитале бренда товара. Высокие показатели знания марки, доверие и лояльность потребителей и участников каналов сбыта – все это составляющие успеха «Сандоры», – поясняет Андрей Длигач, генеральный директор группы компаний Advanter.
О весомости позиции компании на рынке говорит и нашумевшая сделка – продажа 80% акций «Сандоры». Сумму ($542 млн.), которую новый собственник (PepsiCo) заплатил за пакет акций отечественного производителя соков, многие называют рекордной не только для Украины, но и стран СНГ.
Для бывших собственников продажа стала очень удачной сделкой, к которой долго и качественно готовились. А для PepsiCo приобретение одного из лидеров – возможность стратегического развития не только на внутреннем рынке страны, но и на международном, что вполне реально, особенно исходя из того, что дистрибуция – один из козырей «Сандоры». Продукция компании экспортируется в 20 стран: США, Италию, Россию, Молдову, Беларусь и др.
Эксперты отмечают, что компания изначально создавалась для продажи. Именно тем, что капитал, вкладываемый в развитие «Сандоры», был венчурным, и объясняют реактивность маркетинга компании. Андрей Длигач: «До недавнего времени над рыночной ориентированностью в компании доминировал предпринимательский (интуитивный) стиль. В стратегии даже прослеживался бенчмаркинг (ориентация на опыт зарубежных рынков). В некоторой степени столь долгому лидерству компании на рынке способствовала и слабость местных конкурентов».
«Сохранять» имидж консерватора компании удавалось, несмотря на то что постоянно внедрялись производственные инновации. Но в прошлом году инновации коснулись также сферы маркетинга. Во-первых, был перестроен портфель соковых брендов. Эксперты считают, что особенно заметным это стало в силу общего затишья на рынке. Во-вторых, компания вошла в новый для себя сегмент холодных чаев.
Компания создана в 1995 г. Штат – около 3,5 тыс. чел.
По различным оценкам доля «Сандоры» на рынке соков Украины колеблется от 42 до 44%. В первой половине 2007 г. объемы производства компании выросли более чем на 35%, а объем экспорта – на 39% (по сравнению с первым полугодием 2006 г.).
Всего в распоряжении компании четыре завода. Два из них находятся в Николаевской области – завод по переработке овощей и фруктов и изготовлению соков (в с. Николаевское и с. Мешково-Погорелово). И еще два производства, занимающиеся переработкой сырья, – в Херсонской области и Крыму.
На этих мощностях «Сандора» производит соки ТМ «Сандора голд», «Сандора классик», «Дар», «Садочок», «Фрукты мира», «Украинская коллекция», вина ТМ «Золота Ольвія» и «Святкова колекція», а также холодный чай Sanday Ice Tea.