Вопрос цены

Уверенность в справедливой цене – необходимое условие как для приобретения антикварного предмета, так и для того, чтобы считать эту покупку удачной.


Oтсутствие информации – главная причина недоверия, возникающего у покупателей и дилеров антиквариата в Украине по отношению друг к другу. Продавцам выгодно, чтобы в обществе знали об антиквариате ровно столько, сколько необходимо для возникновения желания его купить. Но не всем из них желательно, чтобы люди стали «слишком умными» и оказались в состоянии трезво оценить предложение.


В условиях недостатка информации советские стереотипы, укоренившиеся в сознании многих людей, с успехом используются недобросовестными дилерами. «Существует целая группа продавцов антиквариата, не имеющих галерей, – рассказывает Наталия Лысенко, владелица киевской галереи «Боско». – Это обстоятельство вам могут преподнести, например, как ценовое преимущество: «Посмотри, у меня нет магазина, а значит, отсутствуют накрутки, связанные с арендой помещения, рекламой, зарплатой продавцов». Выглядит подкупающе, но опыт показывает, что приобретение с рук зачастую обходится дороже галерейной покупки, да еще и рискованнее. Если вы отправитесь на киевский антикварный рынок, то сможете найти там массу предметов, разложенных на обычных столиках и не сопровождающихся сертификатами, но стоящих гораздо дороже, чем в дорогих галереях».


Дополнительный фактор, ограничивающий информацию, – нечестная конкуренция. Далеко не все участники антикварного рынка готовы придерживаться кодекса чести, запрещающего давать заведомо ложные рекомендации относительно друг друга.


При этом независимая экспертиза стоимости антиквариата для Украины сегодня едва ли возможна. Музейные работники и искусствоведы могут дать лишь заключение о подлинности, но не о цене. Причина банальна: как правило, эти люди просто не могут себе позволить посещать зарубежные аукционы, приобретать специальную литературу (например, так называемые ценовые определители – книги стоимостью 200-300 евро) и поддерживать обширные международные связи в антикварном мире.


«Учитывая все это, разумнее всего покупать антиквариат в галереях, – подытоживает Наталия Лысенко. – Однако никто не убедит вас не искать дешевых шедевров из-под полы. Это проблемы ментальности. Продавцы и покупатели, преодолевшие свое психологическое прошлое, всегда останутся в выигрыше».






Наглядное сравнение
Приобретение антиквариата нередко представляется как заведомо дорогое предприятие. Между тем сравнение стоимости и качества предметов, созданных мастерами прошлых веков, с продукцией аналогичного класса, произведенной на современных фабриках, приводит к любопытным результатам. Часто антиквариат выигрывает по многим показателям, включая стоимость. Его слабые стороны – нестандартные размеры, которые труднее вписывать в интерьер, а также сложности при подборе гармонирующих элементов.
Конечно, гарнитур IKEA обойдется дешевле, чем лаковый японский кабинет XVIII века. Но если рассматривать среднюю и высшую ценовые категории современной мебели, столовых приборов, аксессуаров и прочего, то «антикварная» выгода будет вполне вероятной.


Музейные работники и искусствоведы могут дать лишь заключение о подлинности, но не о цене







Торг уместен
Галерея антиквариата – место, где торг уместен. Это верно и для европейских галерей. Но если на Западе речь обычно идет о 3-5% (скидка в 10% – явление достаточно редкое), то украинские почитатели старины стремятся добиться гораздо больших результатов. Некоторые вполне серьезно рассчитывают на традиционные новогодние скидки. Наталия Лысенко считает, что подобные ожидания вызваны непониманием особенностей «товара». «У антикваров нет «старых» и «новых» коллекций, – говорит она. – Стоимость антиквариата может только расти. Это его главная особенность, о которой необходимо напоминать нашим посетителям. Вероятно, те галереи, которые объявляют о скидках 50%, ранее установили завышенную цену. Наша наценка на комиссионные предметы составляет 20-30%. Но часто мы продаем вещи дешевле: в результате торгов можно договориться до 10%. В редких случаях – до 15%, если предмет дорогой и клиент из числа постоянных».

Залишити відповідь