«Учитель, воспитай ученика…»
Звезда мировой фотографии украинец Борис Михайлов редко бывает на родине. Еще реже можно увидеть его новые работы. Да и старые снимки тоже. Можно, пожалуй, забрести на сайт лондонской Saatchi Gallery www.saatchi-gallery.co.uk, где сейчас выложена серия фотографий 1999 г. Знаменитая Saatchi Gallery – далеко не единственное в мире место, где сегодня проходят выставки мастера.
«Михайлов – фотограф топ-уровня, один из самых известных в мире художников СНГ. Он выпустил более 200 фотоальбомов и каталогов, но в Киеве их нигде не купишь, – рассказывает директор галереи «Коллекция» Олег Байшев. – Это же нонсенс! На Западе в любом книжном магазине, имеющем хороший фотоотдел или отдел искусства, обязательно найдется пять-шесть его альбомов».
Слабо развитый арт-рынок – одна из главных причин того, что украинцы плохо знают творчество своего соотечественника. Чтобы организовать выставку Михайлова, требуются серьезные финансовые возможности. Кроме «ПинчукАртЦентра», ни одна из киевских галерей не может этого сделать – ситуация не позволяет. Если в Москве рынок contemporary foto (современной фотографии) хорошо развит (цены и спрос там зачастую выше, чем в Европе), то у нас подобные выставки все еще относятся к разряду некоммерческих.
Кратковременное появление нового проекта мастера социальной фотографии в киевской галерее «Коллекция» (6-17 сентября) состоялось в большей степени благодаря тому, что Михайлов захотел поддержать своего ученика – харьковчанина Николая Ридного. Весной этого года в Харькове они вместе представили проект «Игры патриотов». Соавторы переоделись в оранжевое и синее трико и сделали серию «издевательских» снимков, изображающих абсурд политической борьбы в Украине.
«Я, конечно, рад, что новый проект Михайлова появился у нас в галерее, – рассказывает Олег Байшев. – Но это не только его выставка. Все-таки главная фигура здесь – Николай Ридный и его большой проект «Украинская готика», тоже достоин серьезного внимания».
Слабый арт-рынок – одна из главных причин того, что украинцы плохо ознакомлены с творчеством своих соотечественников
Ева против Киры
С тех пор как журналисты узнали о фильме «У реки», его постоянно сравнивают с творчеством Киры Муратовой. Режиссера картины зовут Ева Нейман, и ей это совершенно не нравится. Было бы удивительно обнаружить противоположные чувства. «Да ладно, – говорят ей. – Это должно быть лестно, когда тебя сравнивают с мэтрами». Однако следует иметь не очень высокие амбиции, чтобы с этим согласиться.
«Давайте просто посмотрим фильм», – предлагает она. Давайте. Смотрим. Посмотрели. «Нет, все-таки Муратова», – опять за свое критики. Чтобы точно определиться, конечно, лучше посмотреть самому (прокат картины начнется с 20 сентября). Кроме того, «У реки» – очень качественное артхаусное кино, сделанное в Украине. В этом сходятся практически все.
Итак, кто же такая эта Нейман? Уроженка Запорожья, которая семь лет прожила в Германии и обучилась там киноискусству в Немецкой академии кино и телевидения. Начинала со съемок документального кино. В 2005-м ее фильм «Все по-старому» участвовал в Роттердамском кинофестивале. В 2006-м на кинофестивале «Молодость» Нейман показала свою короткометражку «Замри, отомри». «У реки» – ее первый полнометражный художественный фильм. О чем он? Если кратко, то о том, как тяжело стареть и не хочется умирать. О том, что некоторые умирают раньше, чем заканчивается жизнь, и о тех, кто хочет жить дольше, чем может его тело.
В фильме снялись очень хорошие актрисы – Нина Русланова и Марина Полицеймако (актриса московского Театра на Таганке). Сценарий написан по мотивам произведений Фридриха Горенштейна. Поэтому для того, чтобы понять, стоит ли идти смотреть это кино, можно прочитать рассказ «Старушки». В нем содержится основная тема картины, но вся сюжетная линия не раскрывается. Значит, бояться, что потом будет неинтересно смотреть, не стоит.
Серебряная награда, которую получил фильм «У реки» на 37-м Международном фестивале в Лагове (Польша) ни о чем не говорит, если не знать, что первое место он уступил знаменитому фильму Павла Лунгина «Остров». Но Лунгина мы уже посмотрели, а Нейман пока еще нет.
Фильм о том, как иногда сильно хочется жить, и о том, что этому мешает