Заторможенный рост

Банковская система Украины ощутит последствия мирового кризиса, хотя и не сразу. В результате, банки будут вынуждены пересмотреть планы развития. Подобный шаг вполне может ожидать и их заемщиков.


Cпециальное исследование, посвященное изучению влияния ипотечного кризиса в США на украинский банковский сектор, проводимое сейчас рейтинговым агентством Moody’s, позволяет сделать предварительный вывод: банковская система почувствует кризис, хотя и не сразу. Аналитики Moody’s оценили 30 крупнейших банков Украины, рейтингуемых агентством. В этих банках сосредоточено около 73% активов всей банковской системы. Не были оценены преимущественно небольшие банки, объем внешних заимствований которых относительно незначителен или вовсе равен нулю. Из оцениваемых финансовых учреждений пять банков вообще не подвержены внешнеэкономическим рискам, так как не имеют синдицированных, двусторонних кредитов или не выпускали евробонды. Но тем не менее корректировать планы развития придется практически всем, уверен Ярослав Совгира, вице-президент и старший аналитик агентства Moody’s, которого «&» попросил прокомментировать предварительные результаты исследования.


Каким образом всеобщий кризис ликвидности отобразится на украинской банковской системе?
Прямого влияния пока не наблюдается, так как украинские банки в отличие от европейских и американских не имеют вкладов в suprime. Непрямое влияние возможно в форме ограничения доступа к внешнему финансированию. Обычно украинские банки привлекают такое финансирование с помощью трех инструментов: синдицированных кредитов (syndicated loans), двусторонних займов (bilaterals), а также евробондов. По состоянию на 30 июня 2007 г. украинскими банками было выпущено евробондов на сумму почти $5 млрд., что составляет около 7% от общей суммы привлеченного всей системой финансирования (на 31 декабря 2006 г. этот показатель равнялся 5,5-6%). Для крупнейших банков выплаты по евробондам в 2008 г. составят меньше $650 млн., а пик погашений придется на 2010 г. Такая ситуация обусловлена тем, что еще два-три года назад ограниченное число банков выходило с «маленькими» выпусками евробондов по $100 млн., и только год назад были произведены более существенные выпуски, основная сумма выплат по которым как раз и выпадает на 2010-2011 гг.


Что касается синдицированных и двусторонних кредитов, то в крупнейших банках, на долю которых приходится более 70% активов банковской системы, они занимают 13-14% от всего привлеченного финансирования. Для всей банковской системы этот показатель будет ниже – на уровне 12%, поскольку у менее крупных банков уровень внешней задолженности намного меньше. Выплаты оцениваемых банков во втором полугодии 2007 г. составят около $2,8 млрд., в первой половине 2008 г. – $2,5 млрд., а во второй – $0,7 млрд. Ликвидные активы банковской системы находятся на уровне 103 млрд. грн., или $20 млрд., поэтому выплаты вполне осуществимы. Исходя из того, что резервы Нацбанка Украины находятся на уровне более $28 млрд., он сможет в случае необходимости поддержать банки. К тому же большинство выплат в ближайшие два года приходятся на синдицированные и двусторонние кредиты, которые скорее всего будут рефинансированы, о чем свидетельствуют намерения банков, а также обычная в этих случаях практика.


Если ориентироваться на мировые стандарты, таят ли в себе приведенные вами цифры по привлеченному финансированию угрозу стабильности местной банковской системы?
Увеличение доли внешнего финансирования свидетельствует о возрастающей зависимости, однако существующий порядок цифр значительно меньше мировых показателей. В принципе, этот показатель в Украине сопоставим с российским. А, например, в Казахстане внешнее финансирование превышает 50% от общего объема привлеченных банками ресурсов, что почти в три раза выше, чем в Украине. На данный момент процент внешнего заимствования в Украине является безопасным, а зависимость украинских банков от иностранных ресурсов пока небольшая и никак не может представлять угрозы для стабильности банковской системы.


По степени риска украинские банки можно сгруппировать в три категории: первая – финучреждения, которыми владеют (или контролируют) иностранные банковские группы; вторая – государственные банки (например, «Укрэксимбанк»), третья – частные банки, контролируемые украинским капиталом. Банки, входящие в первую и вторую категории, являются наиболее безопасными. Что же касается третьей категории, то тут необходим индивидуальный подход к каждому финансовому учреждению. Например, ПриватБанк и «Надра Банк» имеют внешние заимствования, размер которых не превышает объемов ликвидных активов, к тому же погашение внешних заимствований распределено во времени на несколько лет. В группу риска попадут банки, имеющие большой объем внешних заимствований по сравнению с размерами самого банка, или плохо структурированные выплаты. Таких банков на данный момент в Украине, по нашему мнению, нет, поэтому я не могу назвать конкретный банк и сказать, что он «опасный».


Но украинские банки вряд ли смогут избежать последствий мирового кризиса?
Да, это так. Последствия могут проявиться в том, что банкам, которые планировали на ближайшее время выпуск евробондов, придется отложить размещение, так как у инвесторов не будет достаточного интереса. Кроме того, финансирование подорожает, ставки, по которым можно будет разместить евробонды, станут слишком высокими, что сделает использование этого инструмента нецелесообразным. Это усложнит доступ украинских банков к внешнему заимствованию в целом и, как следствие, сократит его объемы. Банкам придется пересмотреть ранее составленные планы развития. В меньшей мере это касается банков, которыми владеют иностранцы, поскольку они пользуются поддержкой материнских компаний для постоянного роста и увеличения своей доли рынка.


Следствием удорожания ресурсов будет также уменьшение чистой маржинальной ставки и более жесткая конкуренция между заемщиками. Доходность также подвергнется негативному влиянию, однако умеренно. Также последствием кризиса станет ужесточение требований банков к заемщикам (например, обязательства поддержания капитала на определенном уровне). Если ранее заемщики в процессе согласования кредитных условий с кредитором могли добиться послабления определенных ограничений, то на сегодня стал доминировать именно кредитор.


Это перспектива на ближайшие несколько месяцев. А какой прогноз на более долгосрочную перспективу? Какой из источников финансирования будет самым используемым?
В I квартале 2008 г. будут определены новые правила игры, раньше я не стал бы прогнозировать, так как все будут вести себя осторожно. Что касается синдицированных и двусторонних кредитов, то их будут продолжать использовать. В этой сфере наблюдалось снижение ставок, потому что банки нарабатывали кредитную историю в надежде с помощью синдицированного кредита привлечь большие суммы на более длительный срок и по более низкой ставке. В свете последних событий сроки синдицированных кредитов будут не такими длительными, как ожидалось, понижения ставок не будет, скорее наоборот – небольшое повышение. Что касается двусторонних кредитов, то тут к каждому банку будет применяться индивидуальный подход. В целом ожидается, что их объемы сохранятся на том же уровне. В итоге два последних источника будут работать, и заимствования с их помощью особенно не усложнятся, потому что применение этих инструментов базируется на прямых контактах между банками, а не на investor sentiments, как евробонды.


Банки также будут пытаться занимать деньги на внутреннем рынке, но он в Украине не такой большой, поэтому денег на всех не хватит. Финансовых институтов, например, пенсионных фондов, накопивших достаточно денег, в Украине также пока нет.


Насколько ставки вырастут по каждому из этих инструментов?
Хотя номинально ставки по заимствованиям для синдицированных и двусторонних кредитов возрастут не очень значительно, однако наблюдается существенная разница с ожидавшимся ранее снижением ставок. Мы будем наблюдать умеренное повышение стоимости ресурсов вместо предполагаемого ранее умеренного понижения. Конечно, в каждом индивидуальном случае ставка будет зависеть от кредитной истории банка, от суммы, которую он собирается привлечь. Например, недавно банк «Форум» привлек $50 млн. по вполне приличной для Украины в нынешних условиях ставке.


Как долго протянется период нестабильности на международном рынке капитала?
В данном случае кризис продлится как минимум 6-12 месяцев. Но наиболее вероятно – 12-18 месяцев.


Это означает, что банки недополучат прибыль не только в 2007 г., но и в 2008-м?
В целом да. Некоторые банки имели планы по увеличению прибыли, которые были составлены до начала кризиса. В итоге эти планы придется пересмотреть, скорректировать исходя из эффекта кризиса. Кредитный портфель банков будет расти более медленными темпами – соответственно темпам роста депозитной базы за счет внутренних ресурсов. Например, если раньше рост кредитного портфеля опережал рост депозитной базы, то теперь они будут практически на одном уровне. Небольшое опережение возможно еще за счет внесения нового капитала и фондирования от материнских банков. Какие именно виды кредитирования будут наиболее подвержены такому влиянию, зависит от политики банка. Если банк планировал серьезно развивать ритейл или ипотечное кредитирование, выстроил сеть под эти планы, то скорее всего эти направления и сохранят для него приоритет.


Упоминалось, что банки, которыми владеют иностранные финансовые учреждения, в более благоприятном положении, так как материнские компании могут им предоставить дополнительное финансирование. Но ведь они не обязаны это делать, если дочерняя структура попадет в тяжелое положение?
Тут играют роль несколько факторов. Во-первых, для иностранных банков украинские «дочки» занимают несущественную долю в их балансе и доходах. Во-вторых, есть репутационный риск. В-третьих, западные банки заявили, что они настроены на стратегическое присутствие в определенном регионе. Это касается не только Украины, но и других стран Восточной и Центральной Европы. Таким образом, речь идет не о «спасении утопающих», а о том, что дополнительные ресурсы материнских компаний будут направлены на развитие бизнеса и захват доли рынка тех банков, у которых нет таких собственников, и они не могут себе позволить расти такими же темпами. Если мы сравним суммы, которые могут быть необходимы украинским дочерним структурам, и угрозы имиджу крупнейших банков, то, конечно, выгоднее такую поддержку оказать.


Как вы оцениваете действия НБУ в сложившейся ситуации?
На данный момент непосредственной опасности для украинских банков нет, поэтому решительных действий от Национального банка не требуется. Однако регулятивную меру в виде ограничения стоимости заимствований LIBOR + 200 процентных пункта не назовешь рыночной. Конечно, намерения понятны – ограничить доступ мелким банкам на рынки капитала и таким образом снизить риски. Мера коснется не только средних и мелких банков, но даже финучреждений первой десятки, что ограничит их возможности привлечь финансирование. Однако у нас есть основания надеяться, что это ограничение будет заменено более гибким подходом к долгосрочным заимствованиям.







Кризис ликвидности отразится на украинском бизнесе
Андрей Бобышев,
директор блока казначейства и рынков капитала «Альфа-Банка»:

– Пока существенного влияния кризиса ликвидности нет, но если кризисная ситуация продлится еще хотя бы два месяца – жесткий дефицит ликвидности почувствуют и украинские корпоративные заемщики. В любом случае в краткосрочной перспективе это приведет к небольшому росту процентных ставок по иностранной валюте. Мы считаем, что существенная волатильность на мировом кредитном рынке продлится еще как минимум месяц, и это при условии идеальных действий соответствующих регуляторов. К примеру, ФРС серьезно сократила учетную ставку во время встречи Комитета по операциям на открытом рынке 18 сентября.
Крупные займы и удачные выпуски евробондов на текущий момент практически невозможны. При негативном развитии событий рынок не откроется для украинских заемщиков до конца января 2008 г. Это не значит, что вообще невозможно будет занять деньги, но придется платить существенные премии – кредитные спрэды расширились в полтора-два раза по сравнению с началом лета 2007 г. Возможно, это фундаментальная переоценка стоимости кредитного риска на развивающихся рынках, и стоимость заимствований (относительно LIBOR) очень долго не вернется на уровень начала лета текущего года.







Стабильным и надежным украинским банкам проблемы с привлечением крупных займов не грозят
Алексей Павлов,
начальник управления международной деятельности АКБ «Форум»:
– Из-за ипотечного кризиса в США сегодня для мировых рынков, прежде всего европейского и американского, актуальны проблемы ликвидности и недоверия между банками. На украинский рынок данная ситуация пока прямо не повлияла, хотя существует вероятность ее косвенного воздействия. Ситуация неопределенности на банковских рынках Европы и Америки, когда банки друг другу не доверяют и опасаются кредитовать, может спровоцировать повышение процентных ставок по межбанковскому заимствованию, в том числе и для украинских заемщиков. Причина такого возможного роста будет связана именно с кризисом ликвидности и кризисом недоверия между западными банками, а не с увеличением страновых рисков и рисков банков-заемщиков стран развивающихся рынков, к которым относится и Украина. Немаловажно отметить, что уже в течение шести-семи лет на рынках развивающихся стран не было ни одного дефолта – невозврата кредитных средств, касающихся еврооблигаций либо синдицированных кредитов. Надеюсь, этого не произойдет и в дальнейшем.
Реально ли будет получить крупные займы, удачно провести выпуск еврооблигаций, зависит от конкретного заемщика и его уровня отношений с зарубежными банками-партнерами. Если имя заемщика известно рынку с хорошей стороны, а уровень заинтересованности в сотрудничестве зарубежных партнеров высок, то вполне реально рассчитывать на достаточно высокую сумму привлеченных ресурсов даже при наличии неблагоприятных внешних условий.
Обстоятельства сложились таким образом, что акционерный коммерческий банк «Форум» вышел на рынок практически одновременно с началом ипотечного кризиса в США, который потом распространился на все финансовые рынки. И, естественно, мы ощутили эти негативные последствия, усложнившие нормальный ход процесса синдикации. Тем не менее мы рассчитываем на успешное окончание текущей сделки с переподпиской, то есть значительным превышением суммы займа над первоначальной. Почему? Потому что наш банк имеет хорошую кредитную историю и известен зарубежным кредиторам как надежный и стабильный партнер. Более того, я думаю, что сегодняшняя ситуация с привлечением «Форумом» синдиката послужит индикатором для украинского рынка (benchmark), и успешное окончание сделки станет лучшим подтверждением того, что стабильным и надежным украинским банкам проблемы с привлечением крупных займов не грозят.
Все вышесказанное актуально и в отношении выпуска еврооблигаций. Однако если до середины октября ситуация на рынке не прояснится, то вполне возможно, что период нестабильности может продлиться до конца текущего года и даже, возможно, заденет следующий год.

Залишити відповідь