Новая книга – иллюстрированное пособие для тех, кто готов увидеть правду в советской эпохе. К тому же это вдумчивая и качественная полиграфическая работа
Знаменитый европейский типограф Ян Чихольд (1902-1974) считал, что художник книги должен совершенно отречься от своей индивидуальности и заняться служением тексту, поскольку «настоящее книжное искусство – исключительно дело такта и прежде всего хорошего вкуса». Архитектурному критику и главному редактору журнала «А + С» (Art + Construction) Борису Ерофалову не пришлось ущемлять свой индивидуализм. Будучи автором и издателем в одном лице, он проявил необходимую меру сдержанной учтивости в оформлении собственного труда под названием «Архитектура советского Киева».
«Архитектурная книга по умолчанию – книга с картинками, – рассуждает Ерофалов. – Я и сам с детства люблю разглядывать картинки, ведь иллюстрация – это сообщение, которое приходит к потенциальному читателю еще до поглощения текста. Но даже до иллюстративной информации «потребитель» книги может получить целый ряд сообщений. Во-первых, почувствовать, что она толстая, во-вторых – матовая. Кто более внимательный, заметит каптал из классного материала. Круглый корешок сегодня тоже редкость, как и глубокая, правильно сделанная биговка (бороздка, отделяющая обложку от корешка. – Прим. ред.)».
Будучи архитектором, автор с удовольствием рассказывает о своей книге как о пространственном (а не только смысловом) объекте. В ее оформление заложены в том числе и идеи упомянутого Чихольда, посвятившего себя поиску канонов полиграфической гармонии: внешнее поле хорошо сделанной книги должно быть шире, чем внутреннее, нижнее – больше, чем верхнее и т. д. Весьма сдержанно используются и гарнитуры: «Архитектура советского Киева» сделана на двух шрифтах. Классический, легко читаемый Newton, – для мысли, основного текста. Номера страниц и названия разделов набраны шрифтом Rodchenko. Символизм этой стилизованной под 1920-е гарнитуры недвусмысленно апеллирует к теме самой книги. «Не хочу заявлять, что сотворил полиграфический шедевр, – говорит архитектор, – эта книга – просто грамотно собранный продукт».
Содержание книги составляют самостоятельные очерки и интервью с киевскими архитекторами, перемежаемые многочисленными иллюстрациями (534 черно-белых и 67 цветных изображений!). Это скорее эскиз, нежели фундаментальное и непрерывное повествование. Концепция «заведомой и честной субъективности» позволила автору избежать упоминания заурядных объектов (вроде Теремков, Радужного, Борщаговки и проч. жилмассивов), уделив ресурсы внимания изящным, вписанным в городскую среду проектам 1930-х Иосифа Каракиса, египетскому по масштабам зданию Совмина (ныне Кабинета министров) классициста Ивана Фомина, каркасным сооружениям Игоря Лебедича (включая стальной монумент «Родины-матери», открытый в 1981 г.) и проч. В книгу также вошли иллюстрированные описания конкурсных мегапроектов, так и нереализованного комплекса Правительственной площади (1930) и конкурса по восстановлению Крещатика (1944-1960). Один из центральных эпизодов «Архитектуры советского Киева» – интервью с создателями «Стены Памяти» в районе крематория на Байковой горе. В 1982 г. это 200-метровый скульптурный рельеф по решению Госстроя УССР был залит бетоном.
«Хотя в Киеве очень много новых построек, в большинстве своем все это архитектура «второго ряда», особенно с точки зрения мировых стандартов, – делится выводами автор. – Вместе с тем в этой провинциальной заурядной массе строений есть и жемчужины – вершины мирового значения. И среди них многое недооценено. Например, следует выделить 1930-е – самые плодотворные для киевской архитектуры годы. Конечно, послевоенное десятилетие было временем угасания и «мелкотравчатости» (Феллини, посетивший сельскохозяйственную выставку в Москве, назвал архитектуру отстроенных в 1954 г. павильонов «бредом пьяного кондитера». – Прим. ред.). Но в период своего расцвета сталинская архитектура породила массу фантастических объектов, абсолютно вписывающихся в контекст такого мощного международного явления, как ар-деко. Сегодня, когда нувориши ублажают себя «историческими стилями» в духе второй половины XIX в., то есть заведомой эклектикой и безвкусицей, то, что было сделано в 1930-х, во многих случаях выглядит более современно, тонко и продвинуто».
Русский религиозный философ Николай Бердяев (1874-1948), детство и юность которого прошли в Киеве, писал: «Коммунизм должен быть преодолен, а не уничтожен. В высшую стадию, которая наступит после коммунизма, должна войти и правда коммунизма, но освобожденная от лжи». Тем, кто готов следовать данному принципу и при этом интересуется советской архитектурой, несомненно, стоит заглянуть в новую книгу