В 1980-х его называли самым постановочным русским драматургом после Чехова и хвалили за то, что он добился своей вершины. Но уже в конце десятилетия он резко порывает с драматургией. Тогда он только начал писать книгу о Сталине, и все говорили: «Зачем? Это так неактуально». Но когда книга вышла, она попала в десятку. А потом вышла книга о Распутине и тоже оказалась актуальной. Свой тогдашний резкий поворот он объясняет просто: «В какой-то момент человек осознает, что еще ничему не научился и ничего не достиг в этой жизни, главное – не останавливаться и продолжать искать себя». В Киев Эдвард Радзинский недавно приезжал с новой программой «Диктаторы XX века. Воспоминание о будущем?». Но рассказал он не только о диктаторах.
>>> О причинах популярности диктаторов. Диктаторы после себя оставляют пустое, страшное поле, уничтожая всех, кто сохраняет свое достоинство. После них, как правило, у власти оказываются вчерашние ничтожные угодники, которые доводят положение до еще более невозможного. На смену страху приходит беспредел воровства и всевластие бюрократии, и спустя время народ осознает: только удавки диктаторов защитят его от этого бесконечного произвола. Так что современная популярность Сталина объяснима, потому что он был большим государственником, чем все Романовы.
>>> О пользе образованности. Все мое детство в Одессе – это Юрий Олеша, который приходил к отцу. Это их разговоры, которые я пытался услышать. А они, чтобы я ничего не понял, переходили на те языки, которые мне, школьнику, были недоступны. Могли перейти моментально с латыни на немецкий, а думали они по-французски. Отец мог думать еще и по-английски, по-немецки. Он оказал на меня огромное духовное влияние. За его спиной стояли талантливые друзья – Эйзенштейн, Бабель, тот же Олеша.
>>> О телевидении. Мне кажется, те люди, которые мыслят, телевизор скоро совсем перестанут смотреть. А те, кто смотрит, перестанут мыслить. Те, кто смотрит Comedy Club, – не граждане, а зомби. Они не хотят думать, им трудно читать книги.
>>> О своем методе. Все мои произведения автобиографичны.
Писатель, драматург, историк
Эдвард Радзинский родился в 1936 г. в Москве. Окончил Московский историко-архивный институт. Стал знаменитым после постановки Эфросом в «Ленкоме» его пьесы «104 страницы про любовь». Впоследствии эта драма легла в основу фильма «Еще раз про любовь» (с Т. Дорониной и А. Лазаревым). Историческая трилогия «Лунин», «Беседы с Сократом» и «Театр времен Нерона и Сенеки» была поставлена в театрах разных стран. |
Я все время примеряю на себя тех, о ком пишу, все их фобии и ужасы. Даже когда о Сталине пишу, страшно сказать, но и его образ примеряю. Я работаю ради того, чтобы высказаться. Вся моя работа – это встреча с собой, это то, что приносит мне радость, составляет мою жизнь.
>>> О свободе. Я жил и продолжаю жить в своем мире. Вообще умение замкнуться в себе очень важно. «Войди в келью, чтобы яснее услышать мысль свою…» Не люблю уединение, просто это и есть мое существование. Люблю людей, но больше люблю на них смотреть, а не быть внутри этой массы. Я живу так, как мне удобно. Моя независимость – это отсутствие связи с властью и отсутствие права власти требовать благодарности. Моя любимая формула: «У собаки есть хозяин, а у волка есть Бог».
>>> О религии. Думаю, что все люди, понимающие себя, – религиозны, а те, которые еще себя не понимают, – нерелигиозны. Весь вопрос в том, чтобы они до смерти успели это понять.
>>> О любви. У Пикассо есть замечательная фраза: «Если бы мне было нечего любить, я любил бы ручку от двери». Жажда любви необычайно плодотворна. Встреча с любовью для каждого пишущего уже сулит взлет.
>>> О путешествиях. Всякое путешествие – это возможность взглянуть на себя и на свои странности глазами других людей. Поездка за границу – все та же поездка к самому себе. Может быть, поэтому я много путешествую.
>>> О быте. Я совершенно равнодушен к быту и знаю, что безбытность – самое главное в жизни. То, чем я занимаюсь, – это попытка вывести людей из мира быта в другой мир, где существуют высокие мысли, живут великие люди. С этим миром я стараюсь познакомить миллионы
———Подготовила Ирина Бурлакова
Жизнь и трагедия
В июле случилась трагедия. Радзинский был за рулем своей Volvo XC90, ехал по загородной дороге, для чего-то выехал на встречную полосу и столкнулся с Nissan X-Trail. 24-летняя девушка в этой машине погибла. Писатель сразу признал свою вину, записав в протоколе, что выехал на «встречку». Если он и правда виновен в смерти, то виновен без умысла. Но ничто назад не отыграть, человек погиб, и ничем этого не извинить: ни помощью с похоронами, ни деньгами… Радзинский все понимает. До конца дней ему с этим жить. Сможет он написать или рассказать об этом?