«Лидер – это человек, создающий мир, в котором хочется жить», – блестяще подметил как-то заместитель генерального директора «Вiнницянафтопродукт». По нашему глубокому убеждению, среди компаний, как и среди людей, также существуют лидеры, принимающие самое активное участие в построении мира. Именно они создают среду, в которой хочется жить, и вдохновляют остальных своим примером.
Компании, которые вдохновляют. О чем идет речь? И разумно ли говорить о вдохновении в бизнесе? Мы считаем, что да. И вкладываем в это понятие следующий смысл. Компаниями, которые вдохновляют, мы называем те, чьи результаты являются ориентирами для развития всего бизнеса. И чьи действия воодушевляют или вдохновляют других на достижения, достойные внимания общественности, на рождение прорывных бизнес-идей. Безусловно, все они пришли на рынок надолго. И потому не только формируют правила игры на нем, но и влияют на развитие всего общества.
Начиная этот рейтинг-проект, мы поверили, что такие компании в Украине существуют. И результаты подтвердили наше исходное предположение. Ибо на вопрос: «Существует ли компания, которая вас вдохновляет?» большинство опрошенных нами менеджеров дали утвердительный ответ и назвали такую компанию. Также нашу веру подкрепил и усилил Павло Шеремета, декан Киево-Могилянской Бизнес-Школы. Он даже сделал специальный акцент на том, что украинский бизнес, принадлежащий к германской модели (техногенной по своей сути, о чем говорит уже одно то, что большинство руководителей и сотрудников украинских компаний до 91-го года были инженерами), постепенно начинает ценить значимость таких факторов, как вдохновение, энергетика и лидерство. Особенно по мере удаления экономики от аграрного сектора к оказанию услуг и к области, где наибольшую роль играют знания. «В корпоративной экономике знаний не существует ни хороших или ни плохих черноземов, ни начальников цехов, способных увеличивать эффективность работы конвейеров. Ваши люди могут приходить на работу и к 9-ти утра, но это не означает, что они пришли работать. Даже если на их компьютерах открыты рабочие документы и их головы находятся в офисе. Вам ведь никогда доподлинно не известно, где находятся их сердца», – предостерегает Павло Шеремета.
Как мы это делали?
Итак, самым главным вопросом, с решения которого мы начали развивать этот проект, был вопрос о том, каким образом произвести замер такого качественного показателя, как «способность вдохновлять», и тем более – осуществить на его основании ранжирование компаний? Мы решили не ворошить сухие финансовые показатели (особенно если учесть суровую реальность украинской статистики), а спросить самих украинских менеджеров. Однако размышляя таким образом, мы пришли к традиционной проблеме рейтингов – их субъективности. Снять ее полностью невозможно, и чтобы минимизировать погрешность, мы решили не брать на себя ответственность за выбор экспертов (то есть украинских менеджеров), а доверили данный вопрос случаю. Это значит, что 400 опрошенных нами топ-менеджеров и менеджеров второго уровня были отобраны методом случайных чисел с информационной площадки справочника «Бизнес-Украина» за 2003 год. А чтобы составить наиболее полное представление о компаниях, которые вдохновляют, функцию, за которую отвечает менеджер второго уровня, мы выбирали также случайным образом.
Каждого из наших экспертов мы просили назвать компанию, которая служит для него ориентиром в развитии бизнеса, а также примером для его развития как личности. Если таковая существовала, мы просили респондента назвать критерии, по которым он выделял эту компанию для себя. Фактически так мы получали ответ на вопрос: «Чем конкретно эта компания вас вдохновляет?». Таким образом, ранг компании в нашем Рейтинге определялся частотой ее упоминаний в качестве компании-ориентира, а также количеством параметров, по которым менеджеры выделяли эту компанию для себя.
С количеством упоминаний наверняка все понятно. А вот о критериях оценивания компаний хотелось бы сказать несколько слов. Изначально мы составили довольно широкий список позиций, опираясь на несколько известных нам теорий менеджмента – от конкурентоспособности до дифференциации. Затем провели предварительное тестирование списка, предложив нескольким десяткам менеджеров подтвердить жизнеспособность и актуальность данных критериев для украинских реалий. И в результате оставили только шесть аспектов, получивших наиболее высокие оценки: профессионализм команды менеджеров, наличие объединяющей мечты, забота о качестве товаров и услуг, скорость и гибкость компании, инновационность, а также интегрированность развития персонала компании в общую стратегию бизнеса. Высокие результаты именно в этих областях, по мнению наших экспертов, определяют успех и конкурентоспособность компании на национальном и глобальном рынках.
Итак, чем больше областей ответственности компании выделял менеджер как ориентиры для себя, тем более высокий текущий рейтинг получала названная им компания. Затем для каждой компании мы усредняли количество критериев, по которым она вдохновляла наших респондентов, и использовали этот усредненный показатель как дополнительный критерий для более точного ранжирования компаний в Рейтинге. При этом решающее значение для присвоения компании ранга имело, конечно же, количество упоминаний ее как такой, на которую хочется ориентироваться.
Откроем вам небольшой секрет: мы выбрали 6 критериев именно таковыми потому, что изначально хотели показать, что только открытые компании, предоставляющие широкой общественности наиболее комплексную и разностороннюю информацию о себе, могут «вдохновлять» и служить ориентиром или примером для других компаний. И если бы менеджеры нас не поддержали, они указали бы свои причины, заполнив поле «другое».
Наше исследование продолжалось 2 месяца и 1 неделю, 6 интервьюеров заполняли примерно по 12 анкет в день, а 2 социолога обрабатывали их и делали выводы. Из 600 компаний, которым они направили запросы, было собрано, введено в базу и проанализировано 400 ответов. В результате мы получили «всего лишь» 20 компаний, оказывающих наиболее значимое влияние на умы и сердца украинских менеджеров. Точность всех наших действий и строгость соблюдения утвержденной методологии были проаудированы компанией Deloitte & Touche, – чтобы ни у кого не возникло сомнений в том, что место в этом списке можно купить за деньги.
Так что же (а точнее – кто же) заставляет сердца украинских менеджеров биться чаще? И каков образ компании, которая вдохновляет?
Компания, которая вдохновляет
Для того чтобы подняться на одну позицию в рейтинге Fortune 500, компании необходимо «всего лишь» увеличить свою рыночную стоимость на $500 млн. А что необходимо сделать, чтобы стать компанией, которая вдохновляет?
Во-первых, займитесь производством товаров массового потребления. Не смотрите на то, что 75% американцев заняты в сфере услуг: для украинской экономики это все еще недосягаемый уровень. Да и идея производить товары пресловутой «группы В» (для тех, кто не помнит советскую классификацию, поясняем: товары народного потребления) кажется весьма разумной в условиях все еще недостаточного их предложения. Что касается Рейтинга, то 6 из 20 компаний-победительниц занимают более чем прочные позиции именно в этом сегменте рынка.
Во-вторых, проявляйте активную заботу о качестве ваших товаров и услуг. Даже в том случае, если мы не заразили вас идеей перепрофилировать компанию на производство товаров массового спроса. Ибо, говоря о компании, которая вдохновляет, именно это менеджеры называли наиболее важным. Тогда как, например, наличие объединяющей мечты лежало в основании образа компании-ориентира крайне редко. Кроме заботы о качестве продукции или услуг, наиболее часто респонденты отмечали профессионализм команды менеджеров и инновационность. В то время как скорость и гибкость компании, а также интегрированность развития ее персонала в общую стратегию бизнеса имели для них гораздо меньшее значение.
И в-третьих, сделайте вашу компанию надежным и приятным во всех отношениях партнером. Ибо тогда информация о ней начнет передаваться «из уст в уста» (word of mouth), и о ней намного чаще будет писать деловая пресса. А это очень важно. Как показало наше исследование, большинство менеджеров строят образ компании, которая их вдохновляет, на основании информации, полученной именно из указанных источников