Согласно данным исследования «Омнибус» (полевой этап – с 3 по 10 июня 2010 года)*, которое проводилось компанией TNS в Украине по заказу журнала MMR, реклама в прессе и на наружных носителях является наименее раздражающей, и лучше всего воспринимается аудиторией.
В ходе данного исследования респондентам предлагалось определить степень раздражения, которое вызывает у них определенный вид рекламы, используя 5-бальную шкалу, где 1 – наименее раздражающая, а 5 – наиболее раздражающая реклама.
Результаты исследования показали, что больше всего украинцев раздражает реклама на ТВ (78% телезрителей телереклама сильно раздражает).
Лучше всего украинцы воспринимают рекламу в прессе и на наружных носителях. Такой способ продвижения продукции сильно раздражает только 3% опрошенных. Как поясняют маркетологи, на рекламу в прессе потребитель быстрее обратит внимание потому, что этот выбор он сделает осознанно (читать или не читать), и такая реклама не будет вызывать у него раздражение, поскольку не отвлекает от просмотра фильма или передачи. Кроме того, как свидетельствуют данные исследований, прочитанное запоминается глубже, чем услышанное и увиденное.
Диаграмма, приведенная ниже, детально иллюстрирует то, как реклама разных видов раздражает респондентов.
Диаграмма 1
Ответ на вопрос: «Скажите, пожалуйста, какая реклама Вас раздражает меньше всего? Назовите виды рекламы в порядке возрастания раздражения от рекламы, где 1 – это наименее раздражающая реклама, а 5 – самая раздражающая реклама».
Источник: Данные исследования «Омнибус» (июнь 2010 г.) компании TNSв Украине
Полученные результаты доказывают манипулятивный характер утверждения о том, что телереклама является самой эффективной. Как видно по итогам «Омнибуса», на самом деле это не так.
На второй вопрос исследования – «Что обычно Вы делаете, когда по телевидению начинается рекламный блок?» – украинцы дали следующие ответы (Диаграмма 2):
Диаграмма 2
Ответы на вопрос «Что обычно Вы делаете, когда по телевидению начинается рекламный блок?»
Источник: Данные исследования «Омнибус» (июнь 2010 г.) компании TNSв Украине
Таким образом, получено достоверное подтверждение того факта, что только 15% зрителей смотрят рекламу на ТВ, а подавляющее большинство опрошенных стараются избежать просмотра рекламы на ТВ тем или иным способом.
При этом только 1% респондентов записывают информацию и контакты, которые предоставила заинтересовавшая их реклама.
19% респондентов рекламный блок на телевидении не мешает заниматься своими делами, особенно людям в возрасте от 16 до 25 лет.
Наталья Бойко, координатор Экспертного Совета УАИПП, директор по маркетингу ООО «ИД «Украинский Медиа Холдинг»: «Уверена, что данные исследований помогут рекламодателям и рекламным агентствам выстраивать коммуникацию со своей аудиторией максимально эффективно. Ведь оценивая стоимость и качество контакта необходимо учитывать и эмоциональный фон в момент восприятия, и степень доверия к информации, не говоря уже о самом факте такого контакта. Да и контакт бывает разным, одно дело тебя задели плечом в толпе и совсем другое – дружеское рукопожатие. Исследования эффективности различных каналов коммуникации во всем мире показывают, что именно пресса дает не просто знание марки, а формирует лояльность к бренду и оказывает влияние на принятие решения о покупке товара и услуги».
Алексей Погорелов, Генеральный директор Украинской Ассоциации Издателей (УАИПП): «Исключительно важная информация, которая, на мой взгляд, не может быть проигнорирована всеми, кто ответственно относится к медиапланированию. Реклама стоит денег, а телевизионная – больших денег. Сегодня нередко приходится слышать, что рекламодатели выделяют деньги на рекламу по принципу: основной бюджет – на ТВ, а остальное – по остаточному принципу. Хочется обратить их внимание та то, что такой подход неэффективен, и результаты «Омнибуса» это очень ярко подтверждают. Сейчас, когда каждая гривна должна работать на повышение продаж, лояльности потребителей и укрепление бренда, слишком расточительно не думать о том, куда ушло 85% телевизионного бюджета, который в лучшем случае проигнорирован аудиторией ТВ, а в худшем – вызвал раздражение по отношению к рекламирующемуся бренду или товару».
Справка:
«Омнибус» (Omnibus) – это разновидность количественного исследования, которое ежемесячно проводится одновременно для нескольких клиентов по интересующим их темам, а также включает постоянный блок демографических вопросов. Генеральную совокупность составляет население Украины в возрасте от 16 до 75 лет, выборочную совокупность – 1200 респондентов ежемесячно. Опрос проводится методом интервью «лицом к лицу» на дому у респондентов. Погрешность выборки не превышает 3%.
По материалам УАИПП и Marketing Media Review.