Как нулевая ставка налога на прибыль способна убить разработчиков высоких технологий.
Для стимулирования предприятий, осуществляющих разработки в сфере новых (высоких) технологий, применяются льготы по налогообложению доходов. Однако эта аксиома технического прогресса была забыта творцами Налогового кодекса Украины. Дело в том, что, предоставляя предприятиям возможность воспользоваться льготой по налогу на прибыль, например, применить его нулевую ставку (п. 154.6 ст. 156 НКУ), государство ограничило их в возможностях зарабатывать деньги, чтобы самому воспользоваться этой льготой. Разберемся с этим парадоксом.
На период с 1 апреля 2011 г. по 1 января 2016 г. применяется нулевая ставка для плательщиков налога на прибыль, которые должны выполнять два условия:
- размер доходов каждого отчетного налогового периода нарастающим итогом с начала года не должен превышать 3 млн. грн.;
- размер начисленной за каждый месяц отчетного периода заработной платы работникам, находящимся с плательщиком налога в трудовых отношениях, должен быть не меньше, чем две минимальные заработные платы.
Нулевая ставка налога на прибыль может быть применена как вновь созданным предприятием, так и действующим. Такое предприятие может находиться на общей схеме налогообложения и на едином налоге.
В дополнение к ограничению по величине дохода действующее предприятие в течение трех предыдущих лет (или всех предыдущих периодов, если с момента его образования прошло менее трех лет) должно иметь среднесписочную численность работников не более 20 человек. Это требование закона распространяется как на предприятия, работающие по общей схеме налогообложения, так и на те, которые перешли на единый налог после вступления в силу НКУ.
Предприятия, зарегистрированные плательщиками единого налога на момент вступления в силу Налогового кодекса, должны иметь за последний календарный год объем выручки от реализации не более 1 млн. грн. и среднесписочную численность работников не более 50 человек.
Кроме того, предприятиям, применяющим нулевую ставку налога на прибыль, запрещено заниматься определенными видами деятельности (перечень их приведен в п. 154.6 ст. 154 НКУ). В этот перечень попадает и внешнеэкономическая деятельность (на осуществляющих деятельность в сфере информатизации это ограничение не распространяется).
Необходимо отметить, что прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятий, применивших нулевую ставку налога на прибыль, направляется на переоснащение материальной базы, возврат кредитов, полученных на эти цели, а также пополнение оборотных средств (п. 152.11 ст. 152).
Каковы же правовые инструменты удушения предприятий, осуществляющих деятельность в сфере высоких технологий? Посмотрим на работу одного из них до и после применения нулевой ставки. Предположим, что предприятие занимается разработкой энергосберегающих технологий, которые охраняются патентами на изобретения.
Работа до применения нулевой ставки налога на прибыль.
Предприятие осуществляет продажу лицензий на использование энергосберегающих технологий. Его доходом является вознаграждение, которое оно получает от продажи лицензий. В соответствии с НКУ это вознаграждение – роялти (п. 14.1.225 ст. 14), которое лицензиат, то есть покупатель лицензии, включает в свои другие расходы в составе расходов двойного назначения (п. 138.1 ст. 138). Разработчик новых технологий имеет возможность осуществлять продажу лицензий нерезиденту.
Работа после применения нулевой ставки налога на прибыль.
Предположим, предприятие соответствует условиям, изложенным в НКУ, и применяет нулевую ставку налога на прибыль. В этом случае оно теряет возможность получать доход от продажи лицензий и, следовательно, не имеет средств не только на техническое переоснащение, но и для дальнейшего существования. Доход же теряется потому, что украинские предприятия прекратят приобретение лицензий на использование энергосберегающих технологий: в НКУ предусмотрены ограничения на включение роялти, начисленного резиденту, в другие расходы налогоплательщика (п. п. 2 п. 140.1.2 ст.140). В частности, лицо, которое приобретает лицензию у предприятия, применяющего нулевую ставку налога на прибыль, не имеет права включать роялти в свои расходы. А в связи с тем, что применяющий нулевую ставку налога на прибыль лишен права осуществлять внешнеэкономическую деятельность, и продажа им лицензий нерезиденту исключена.