Чтобы фитнес стал успешным бизнесом, необходимы правильный расчет, квалифицированные кадры и эффективное управление.
B качестве примера наиболее эффективного ведения фитнес-бизнеса в Украине, осуществляемого уже на протяжении семи лет, можно назвать фитнес-центр «Аквариум».
Появившись в Киеве в 2000 г., он собрал вокруг себя исключительно элитную публику. С тех пор считается престижным иметь клубную карту «Аквариума». «Среди наших первых клиентов было много людей, которых волновал не столько сам фитнес, сколько принадлежность к заведению такого уровня, – рассказывает Роман Блиндер, генеральный директор фитнес-центра «Аквариум». – Престиж, в принципе, не потерял актуальности и сегодня, однако проявляется уже не в такой гипертрофированной форме. Люди стали понимать, что важен собственно сам фитнес». Основная цель руководства центра на данный момент состоит в том, чтобы, предлагая уровень сервиса, ориентированный на самую взыскательную публику, по цене сделать услугу доступной и для бизнес-класса.
Со времен СССР в Киеве было достаточно физкультурно-оздоровительных заведений начиная с самых обыкновенных аэробных залов и «качалок» в подвалах и заканчивая более качественными организациями – институтскими и заводскими спорткомплексами. Однако заведений, предлагающих широкий спектр услуг, еще не было. Зародился рынок фитнес-услуг как таковой, только когда появились первые заведения, созданные исключительно для получения прибыли. Некоторые из них выросли из реконструированных ранее «народных» спорткомплексов с бассейнами. От своих предшественников заведения нового типа отличались не только большими площадями, качеством и количеством предоставляемых основных и дополнительных услуг, специально отобранным и обученным персоналом, но и новыми подходами к управлению.
Название не принципиально
«Фитнес строитсЯ на трех китах – аэробном, тренажерном и водном циклах. Все остальное, по канонам, не имеет никакого отношения к фитнесу», – уточняет Роман Блиндер. Однако «Аквариум», кроме классических фитнес-услуг, развивает несколько игровых видов спорта, целый ряд направлений йоги, восточных единоборств, бокс с его разновидностями и даже дайвинг, не говоря уже о дополнительных услугах салона красоты, ресторана и детского клуба. «Если есть возможность, руководство фитнес-учреждений всегда старается расширить спектр оказываемых услуг. Это вполне естественно для построения бизнеса, – говорит г-н Блиндер. – В результате название «фитнес-центр» для подобного заведения оказывается уже не совсем верным».
По вывеске сложно даже приблизительно определить, какие услуги предлагаются. В Украине пока нет классификации фитнес-предприятий. Среди них сегодня есть тренажерные залы, спорткомплексы, фитнес-клубы, спортклубы, фитнес-центры, фитнес-студии, велнес-центры и др. При этом четко определить, чем они отличаются друг от друга, невозможно.
Специалисты делят физкультурно-оздоровительные учреждения в зависимости от стоимости предоставляемых услуг, их ассортимента, качества и количества оборудования на учреждения экономкласса (годовой абонемент стоит от $100 до 500), среднего или бизнес-класса ($1-1,5 тыс.) и элитного классы (свыше $2 тыс.). Однако такая классификация условна. «Я не считаю, что на сегодняшний день даже самая дорогая годовая клубная карта «Аквариума» стоимостью 15 тыс. грн. недоступна для бизнес-класса», – утверждает Роман Блиндер.
Стоимость абонемента (клубной карты) зависит не только от набора услуг, но и от месторасположения самого клуба, ведь одинаковые по цене и оснащению комплексы часто имеют разную загруженность и прибыльность. Эксперты констатируют тот факт, что отсутствие конкуренции в экономичном и среднем сегментах позволяет строить бизнес иногда не очень качественно. К сожалению, наш потребитель пока вынужден покупать и такой продукт. Выбирая фитнес-клуб, потребитель в первую очередь ориентируется на близость к дому или работе, стоимость занятий, удобный график, контингент посетителей и только потом обращает внимание на профессионализм тренеров, качество оборудования, то есть то, что с первого взгляда оценить очень тяжело.
Главное – не стоять на месте
Низкая конкуренция на рынке фитнес-услуг в столице не способствует появлению желания у киевских бизнесменов инвестировать в развитие фитнес-индустрии в регионах. И это при том, что осознание необходимости здорового образа жизни растет не только у жителей столицы. Проблема заключается в первую очередь в доходах населения. Тем не менее в городах-миллионниках уже есть единичные качественные фитнес-клубы, но строятся они пока исключительно местными бизнесменами, тогда как столичные инвесторы утверждают, что им еще есть чем заниматься в Киеве.
По мнению Романа Блиндера, существует несколько факторов, без соблюдения которых успех в фитнес-бизнесе маловероятен даже при низкой конкуренции. Первый фактор – правильное месторасположение. В свое время «Аквариум» был построен именно в том месте, где ему было просто суждено удачно развиваться – в перспективном Оболонском районе. Теперь это одно из основных преимуществ клуба. Существенную роль сыграли также инвестиции в кадры. Перед открытием центра, как показало время, инвесторами правильно была оценена необходимость тщательной подготовки собственных специалистов за пределами Украины. Тогда обучение персонала обошлось собственникам бизнеса недешево, но сегодня они уверены, что игра стоила свеч. Теперь есть возможность готовить новые кадры силами своих квалифицированных специалистов. Важным фактором успеха в бизнесе фитнес-услуг является и постоянное развитие. «Аквариум» за время своего существования очень изменился. Его помещения постоянно достраиваются, перестраиваются и расширяются. «Набираясь опыта, мы понимаем, куда и как двигаться дальше. Главное – не стоять на месте. Но, развиваясь и постоянно увеличивая количество своих клиентов, очень важно не снижать изначально заданный высокий уровень сервиса».
Фитнес-клуб имеет несколько основных характеристик, с помощью которых легко выстроить общую оценку учреждения. Роман Блиндер, рассказывая об основных параметрах качественного фитнес-заведения, проводит аналогию с краш-тестом для автомобилей. По его словам, чтобы «тестировать» фитнес-клуб, необходимо оценить в первую очередь его помещения, их достаточность, чистоту. После этого – уровень оборудования. Очень часто, чтобы уменьшить первоначальные инвестиции, собственники бизнеса закупают ноу-неймы, которые не способны обеспечить высокое качество занятий. Третий пункт оценки – спектр услуг. Многим важен не только фитнес, но и возможность в одном месте получить дополнительные услуги красоты и здоровья. И, безусловно, для построения успешного фитнес-бизнеса очень важна высокая квалификация персонала. Эксперты уверены, что даже если изначально потребитель не сможет «раскусить» непрофессиональных инструкторов и тренеров, то со временем фальшь все равно будет замечена.
Факторы успеха «Аквариума»
|
«Разобраться во всех нюансах» Насколько сложен фитнес-бизнес с точки зрения менеджмента? Почему, несмотря на увеличение конкуренции, популярность «Аквариума» с течением времени не снижается? Как вы расцениваете перспективы развития фитнес-услуг в регионах? |