Оцифрование нации

11% украинцев уже преодолели «цифровую пропасть», отделявшую нас от западного мира. За ними все быстрее подтягиваются остальные.


Eще пять-семь лет назад в западном мире активно обсуждался вопрос так называемой цифровой пропасти (digital gap) между развитыми и развивающимися странами.


На сегодняшний день ситуация очень изменилась. Фактическое проникновение мобильной связи в Украине практически достигло максимума, а номинальное превысило число жителей страны. По уровню проникновения компьютеров мы пока отстаем от Польши и Венгрии, но опережаем Румынию и Болгарию.


Очевидно, что подобные изменения в социуме отражаются на мироощущении и образе жизни людей. Чем дальше, тем больше компаниям при разработке товаров и услуг, а также выборе каналов для достижения своей целевой аудитории придется учитывать особенности потребителей. Это и подтолкнуло InMind обобщить накопленный опыт и, интегрировав исследования последних трех лет, нарисовать портрет украинских потребителей с точки зрения их приверженности новым технологиям и цифровому миру в целом.


По критерию вовлеченности в цифровые технологии мы выделили четыре группы: «погруженные» (сейчас их 11%), «последователи» (14%), «обычные» (38%) и «отстающие» (37%).


К числу «погруженных» относятся те, кто давно перепрыгнул «цифровую пропасть». Эти люди (преимущественно до 40 лет) мобильны, нередко не имеют стационарного компьютера, но пользуются Интернетом посредством ноутбука или других устройств. Из характеристик, присущих представителям данной группы, можно назвать следующие: они лучше других владеют иностранными языками, ходят в кино, бары, рестораны, внимательны к своему внешнему виду, заботятся о здоровье. При этом телевизор смотрят мало: занимая активную позицию для связи с миром, выбирают иные информационные каналы. Как правило, это жители крупных городов, считающие себя представителями среднего класса.


Маркетологам стоит иметь в виду, что «погружаться» в медиасреду эти люди начинают, только когда проявляется их личная инициатива.


«Последователи», как правило, живут рядом с «погруженными», перенимая их образ жизни и интересы. Ядро этой группы составляют люди в возрасте 25-55 лет, работающие специалисты, жители городов. Треть из них имеют высшее образование.


«Обычные» потребители информационных технологий активно используют мобильную связь, много времени уделяют просмотру телевизора (около четырех часов в день), однако мир компьютерных технологий не для них: компьютера дома у них нет, а Интернетом за пределами дома пользуются единицы, да и то изредка. Возраст этих людей – 25-55 лет. В отличие от «последователей» «обычные», как правило, живут за пределами областных центров, в том числе в селах. По уровню доходов они чаще относят себя к малообеспеченной группе населения.


Подавляющее большинство «отстающих» – люди, которым за 40, проживающие за пределами областных центров, в основном в сельской местности. На досуге они чаще всего читают книги, гуляют на свежем воздухе.


Понимание особенностей преодоления украинцами «цифровой пропасти» – ключ к работе с каждой из выделенных групп, ведь они нуждаются в специфических продуктах и услугах, а также каналах коммуникации.


Так, «погруженные» готовы платить и переплачивать за информационные продукты и услуги, расширяющие их жизненную компетентность и мобильность. Любой другой (немедийный) продукт должен иметь качественную информационную поддержку: референтные сайты, присутствовать в личном медиапространстве, быть интересным для обсуждения и использования, встраиваться в контекст жизненных ценностей. В случае попадания продукта в точку «погруженные» будут сами активно его искать, потому что они готовы тратить личное время или средства для достижения желаемого.


Окружение «погруженных» будет менять свои медиапривычки в пользу «цифры». Как правило, под наиболее сильное влияние попадают родители «погруженных» – люди 40-54 лет, где-то сознательно, а где-то вынужденно совершающие «цифровой прыжок» вместе со своими детьми. Можно предположить, что именно семейное освоение цифровых и мобильных технологий – особенность украинского преодоления «цифровой пропасти».

Залишити відповідь