11% украинцев уже преодолели «цифровую пропасть», отделявшую нас от западного мира. За ними все быстрее подтягиваются остальные.
На сегодняшний день ситуация очень изменилась. Фактическое проникновение мобильной связи в Украине практически достигло максимума, а номинальное превысило число жителей страны. По уровню проникновения компьютеров мы пока отстаем от Польши и Венгрии, но опережаем Румынию и Болгарию.
Очевидно, что подобные изменения в социуме отражаются на мироощущении и образе жизни людей. Чем дальше, тем больше компаниям при разработке товаров и услуг, а также выборе каналов для достижения своей целевой аудитории придется учитывать особенности потребителей. Это и подтолкнуло InMind обобщить накопленный опыт и, интегрировав исследования последних трех лет, нарисовать портрет украинских потребителей с точки зрения их приверженности новым технологиям и цифровому миру в целом.
По критерию вовлеченности в цифровые технологии мы выделили четыре группы: «погруженные» (сейчас их 11%), «последователи» (14%), «обычные» (38%) и «отстающие» (37%).
Маркетологам стоит иметь в виду, что «погружаться» в медиасреду эти люди начинают, только когда проявляется их личная инициатива.
«Последователи», как правило, живут рядом с «погруженными», перенимая их образ жизни и интересы. Ядро этой группы составляют люди в возрасте 25-55 лет, работающие специалисты, жители городов. Треть из них имеют высшее образование.
«Обычные» потребители информационных технологий активно используют мобильную связь, много времени уделяют просмотру телевизора (около четырех часов в день), однако мир компьютерных технологий не для них: компьютера дома у них нет, а Интернетом за пределами дома пользуются единицы, да и то изредка. Возраст этих людей – 25-55 лет. В отличие от «последователей» «обычные», как правило, живут за пределами областных центров, в том числе в селах. По уровню доходов они чаще относят себя к малообеспеченной группе населения.
Подавляющее большинство «отстающих» – люди, которым за 40, проживающие за пределами областных центров, в основном в сельской местности. На досуге они чаще всего читают книги, гуляют на свежем воздухе.
Понимание особенностей преодоления украинцами «цифровой пропасти» – ключ к работе с каждой из выделенных групп, ведь они нуждаются в специфических продуктах и услугах, а также каналах коммуникации.
Так, «погруженные» готовы платить и переплачивать за информационные продукты и услуги, расширяющие их жизненную компетентность и мобильность. Любой другой (немедийный) продукт должен иметь качественную информационную поддержку: референтные сайты, присутствовать в личном медиапространстве, быть интересным для обсуждения и использования, встраиваться в контекст жизненных ценностей. В случае попадания продукта в точку «погруженные» будут сами активно его искать, потому что они готовы тратить личное время или средства для достижения желаемого.
Окружение «погруженных» будет менять свои медиапривычки в пользу «цифры». Как правило, под наиболее сильное влияние попадают родители «погруженных» – люди 40-54 лет, где-то сознательно, а где-то вынужденно совершающие «цифровой прыжок» вместе со своими детьми. Можно предположить, что именно семейное освоение цифровых и мобильных технологий – особенность украинского преодоления «цифровой пропасти».