На подъеме к вершине

Прихотливый и взыскательный украинский потребитель в ближайшее время так и не научится планировать свои расходы.


Малоизвестная широкой общественности теория этнографа и философа Льва Гумилева гласит о том, что этносы (то есть народы и нации) в своем развитии проходят несколько стадий, на каждой из которых есть свои «лозунги момента»:



  • рождение: «Надо исправить мир, ибо он плох»;

  • подъем: «Будь тем, кем ты должен быть»;

  • вершина: «Будь самим собой»;

  • надлом: «Только не так, как было»;

  • переход в инерционную фазу: «Дайте же жить, гады!»;

  • обскурация: «Да когда же это кончится!»;

  • переход к мемориальной фазе: «А ведь не все еще погибло!»;

  • мемориальная: «Вспомним, как все было прекрасно»;

  • вырождение: «А нам ничего не надо».

Даже маркетологи-скептики, привыкшие руководствоваться лишь теориями великих гуру маркетинга, соглашаются с тем, что украинцы в своем большинстве находятся сейчас на подъеме, поэтому лозунг «Будь тем, кем ты должен быть» подходит нам как никакой другой. Более того, по мнению части экспертов, уже начался переход в фазу «Будь самим собой». К сожалению, признавать, что за всем этим последует надлом, обскурация и вырождение, никто пока не собирается. Видимо, потому, что последует это очень не скоро.


А вот отдельную группу более «зрелых» украинцев, для которых характерны устаревшие стандарты поведения, маркетологи выделяют. Эта группа людей находится на стадии перехода в инерционную фазу. «Им хочется жить «как все» – образцом здесь выступают экономически развитые страны, – хочется определенной стабильности, но в стране с развивающейся экономикой они этого не находят», – объясняет Елена Зенченко, директор по маркетингу сети экономмагазинов «Квартал» (компания «Союз»).


«Жить торопится и Чувствовать спешит»
Эксперты сЧитают, что основная характеристика украинского потребителя, которая отличает его от западного – инновационность. «Молодое поколение, обладающее основной покупательской способностью, – новаторы по своей природе. К тому же они у нас уже второе десятилетие живут и формируются в условиях трансформирующейся экономики, постоянно меняющихся рыночных отношений, – объясняет Татьяна Желтомирская, генеральный менеджер исследовательской компании Touchpoll Ukraine. – Благодаря этому формируются гибкость сознания, психики и потребительского поведения. Они готовы постоянно переключаться на что-то новое, не консервативны в своих предпочтениях». Эта характерная черта не покинет украинского потребителя еще долго, поэтому национальному маркетингу придется с каждым  годом становиться все более изобретательным и креативным, чтобы удовлетворить стремление потребителя к инновациям.


Еще одна отличительная черта нашего общества – неумение правильно оценивать свои возможности. «В отличие от европейского потребителя украинский в своем большинстве не старается рассчитывать и планировать свои расходы, – объясняет Глеб Проненко, партнер и ведущий консультант консалтинговой компании «Люди». – Платежный баланс нашего потребителя сильно перекошен. Он ведет себя по принципу – «жить торопится, чувствовать спешит». Одним из факторов, который в значительной степени повлиял на такое развитие событий, стал бум потребительского кредитования. Украинцы начали потреблять товары, не соответствующие их платежному статусу. Мы, к сожалению, пока не готовы к планированию жизни в кредит». В ближайшие несколько лет, а может, еще даже целое десятилетие эта отличительная черта не покинет наших соотечественников. Поэтому наша страна сейчас и является приоритетным рынком для многих luxury-брендов.


В остальном мы очень похожи на западных потребителей. «Европейцы точно так же, как и мы, декларируют свое неверие в рекламу и доверие мнению друзей, родственников, коллег, и так же при конкретном выборе во многом руководствуются именно рекламой», – рассказывает Татьяна Желтомирская.

Кстати, исследования показывают, что наиболее подвержены телевизионной рекламе мужчины в возрасте 28-45 лет. Для мужчин более старшего возраста авторитетной рекламой выступают газетные публикации. Телевизионная реклама на них воздействует в меньшей мере. «Мужчины «в возрасте» отрицательно относятся к акциям в торговых точках, – рассказывает Елена Зенченко. – Всевозможные подарки за покупку, товары-сюрпризы и т. д. очень положительно воспринимаются женщинами всех возрастов. Тем не менее с возрастом как у мужчин, так и у женщин рациональная покупка вытесняет иррациональную (эмоциональную)».


Привередлив, но доверчив
Однако с ростом конкуренции украинский потребитель становится все более взыскательным, прихотливым и по-хорошему привередливым. Сегодня достаточно одного «неправильного» взгляда персонала, чтобы покупатель отказался от покупок в этой сети магазинов навсегда.


Бренды и мифы по-прежнему актуальны в потребительской среде. Осуществляя выбор, покупатель скорее отдаст предпочтение товару с «правильной» историей, нежели малознакомому товару. Именно поэтому увеличивается количество дегустаций и презентаций товаров в торговых сетях, а производители посредством «сарафанного радио» вкладывают в сознание потребителя выгоды производимого ими товара.


«Маркетинговая и рекламная активность многих компаний позволяет потребителю посредством Интернета либо звонков в сall-центры провести сравнительный анализ преимуществ предлагаемых продуктов, действующих акций и кредитов, – рассказывает Вячеслав Мельник, маркетинг-менеджер компании qBox. – Знания потребителя растут, поэтому сейчас и в ближайшем будущем формула выбора украинским покупателем товара (кроме рынков FMCG. – Прим. авт.) выглядит примерно следующим образом: качество продукта (априори) + доверие к бренду + оригинальный подход к его предложению на рынке + потребительский кредит». 







От клиентов ожидаем повышенных требований


Лолита Лейко, директор по маркетингу компании «Алло»:
– Кардинально покупатель в нынешнем году по сравнению с предыдущими не изменился. Однако стоит отметить, что, например, наша аудитория стала потребительски более грамотной и требовательной к функциональности телефонов. Покупатели уже готовы платить большие деньги, если устройство отвечает всем их требованиям – дизайну, бренду, безопасности. Они расположены платить за новые услуги и сервисы, которые могут обеспечить функциональные телефоны – потоковое видео, услуги мобильного Интернета, музыкальный и видеоконтент, 3G и т. д. Сформировалась также категория клиентов, готовых платить за имиджевые телефоны. Главным критерием выбора для них является дизайн, качество исполнения, ценность бренда, его способность подчеркнуть статус владельца. Мы считаем, что эти тенденции сохранятся и в 2008 г.
В последнее время поменялось и отношение к процедуре покупки. Культура обслуживания постоянно повышается, и покупателю уже есть с чем сравнивать конкретную торговую точку. Конкуренция на рынке сотового ритейла высока, следовательно, сервис, качество и доступность предпродажных консультаций, живое общение с экспертами становятся важными факторами как роста продаж, так и формирования имиджа сети. Поэтому постоянная работа над совершенствованием всех аспектов, влияющих на принятие решения о покупке (начиная от расширения ассортимента и заканчивая постоянным обучением экспертов по продажам), для нас неизбежна. В будущем благодаря росту технической грамотности клиентов и богатому предложению услуг в сфере мобильной связи мы ожидаем от клиентов дальнейшего повышения требований к ассортименту новинок, выгоде предложений моделей по критерию цена/качество, быстроте обслуживания.

Залишити відповідь