Онлайновые социальные сети вызывают все больший интерес у инвесторов, потому что становятся кладезем маркетинговой информации о потребителях.
В последние годы термин «социальные сети» на слуху у интернет-пользователей, отраслевых экспертов и инвесторов. Он используется для обозначения веб-сервисов, посредством которых пользователи могут знакомиться по рекомендациям и искать друг друга, опираясь на пересечение интересов. Первые такие сети появились в середине 1990-х гг., и казалось, что они так и останутся лишь платформой для неформальной коммуникации, простым источником развлекательного контента. Но буквально пару лет назад мифы о функциональной ограниченности и коммерческой бесперспективности социальных сетей были окончательно развеяны.
«За последний год социальные сети стали поистине глобальными, – говорит исследователь comScore Боб Ивенс. – Сотни миллионов людей по всему миру посещают их сайты ежемесячно, а многие и ежедневно. Это дает основание предполагать, что такие интерактивные сервисы – далеко не временная причуда на волне моды». Действительно, легендарный MySpace имеет пользовательскую базу численностью 110 млн. человек и прогнозируемый рост доходов за год на 56% – до $820 млн. Facebook – номер два на рынке – имеет 52 млн. пользователей и двукратное увеличение доходов – до $215 млн.
Ежегодно наращивая аудиторию на десятки и сотни процентов, социальные сети становятся одними из самых дорогих медиапредприятий в мире. «Но почему социальные сервисы начинают так дорожать? Почему два года назад News Corp. оценила MySpace в $580 млн. несмотря на отсутствие у последней внятной бизнес-стратегии? Почему сейчас Microsoft добивается покупки 5% Facebook за $300 млн.? – спрашивает Уилл Харрис, веб-аналитик Bit-Tech.net. – Ответ прост: все эти сервисы с энтузиазмом собирают маркетинговую информацию обо всех нас, о наших вкусах, привычках, круге общения и т. д. Вот где деньги».
И действительно, аккумулируя аудиторию с активной социальной позицией, социальные сети стали для Интернета настоящим революционным прорывом. Примерно тем же, чем в свое время являлись реалити-шоу для телевидения – передачами принципиально нового формата, уточняют аналитики ACNielsen. Такого рода онлайновые сервисы открывают широкие возможности сегментации и соответственно формирования рекламного продукта. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что подобные структуры активно генерируют и ускоряют информационные потоки (а это удача для маркетологов и PR-менеджеров в сферах позиционирования и продвижения). Именно поэтому за рубежом, в частности в России и странах Прибалтики, социальные сети становятся все более популярной рекламной площадкой. По данным eMarketer, объем рынка баннерной и контекстной рекламы в социальных сетях в текущем году утроится и вырастает до $1,2 млрд., а к 2011 г. достигнет отметки $3,7 млрд. Эксперты инвестфонда Veronis Suhler Stevenson видят будущее в еще более радужных тонах, называя цифру $62 млрд.
Между тем в отличие от успешных западных ресурсов украинским немногочисленным проектам (в их числе – социальная сеть на порталах META, Atlaskit, Tuse, Klub, Jeans Invaders, «Стрелка», «ХайВей» и др.) пока еще сложно рассчитывать на успешную монетизацию. Получить прибыль от социальных сетей достаточно тяжело – пока это венчурный, высокорисковый бизнес, имеющий нечеткие сроки возврата инвестиций. По словам экспертов, сама концепция социальной сети не является гарантией успешности. Привлекательными с точки зрения рекламодателя будут только лучшие проекты с хорошей системой таргетинга рекламы.