- Уровень скрытых доходов и «временной налог» в некоторых областных центрах Украины
- Потребительские настроения в регионах Украины
- Финансовый статус и затраты на питание жителей городов Украины
- Отраслевая структура привлеченных ПИИ во Львовской области по состоянию на 01.01.2003 г.
- Структура ПИИ стран-инвесторов во Львовской области по состоянию на 01.01.2003 г.
- Употребление алкогольных напитков жителями Западного региона
- Потребление кофе в Западном регионе
- Самые денежные рынки Львовской области
Специфика Львовского региона определяется его геополитическим положением: близость к границе и наличие дешевой рабочей силы. Но ни Львов, ни вся Львовская область никогда не были индустриально развитыми. На это повлияло как отсутствие здесь мощной сырьевой базы, так и то, что этот край всегда находился на задворках империй. Так что разворачивать тут крупномасштабные производственные мощности было стратегически невыгодно. А из всех отраслей промышленности самые сильные позиции всегда имели пищевики, ориентированные на местную сельскохозяйственную базу. (Так что неудивительно, что сегодня наиболее известными предприятиями являются ЗАО «Свиточ», АО «Энзим», СП «Галка-ЛТД.», ОАО «Львовская пивоварня», ЗАО «Львовский жирокомбинат», плодоовощной завод «Галичина», Львовский ликеро-водочный завод.) Вокруг пищевой промышленности возникли обслуживающие отрасли, воплотившиеся затем в ресторанах и кафе, по сей день славящихся своими традициями. Позже, во времена бывшего Советского Союза, здесь были основаны предприятия оборонного комплекса и машиностроения, многие из которых переживают сейчас не лучшие времена. Таким образом, Львовщина сегодня – это индустриально-аграрный регион, середнячок по сравнению с другими областями Украины. Но в некоторых сферах это все же всеукраинский лидер. Так, в области сконцентрировано 100% производства украинской газетной бумаги, автопогрузчиков, 98% осветительных электроламп, около 80% кранов на автомобильном ходу, более 27% производства автобусов, значительные мощности швейных предприятий.
Территория области составляет 3,6% территории Украины, здесь проживает 5,4% населения государства. Особо не выделяясь на всеукраинском фоне, Львовская область – бесспорный лидер среди областей Западного региона. Ее вклад в ВВП страны составляет 4,1%, хотя объем валовой добавленной стоимости на душу населения на 34% меньше, чем в среднем по Украине. А из $10, которые оборачиваются в регионе, $6, по оценкам экспертов, не учитываются официальной статистикой.
Приграничное положение и размещение области на пересечении основных торговых путей с востока на запад и с севера на юг предопределило транзитный статус региона. Транспортная инфраструктура является здесь одной из самых развитых в Украине. По территории области проходит много магистральных автодорог и два международных транспортных коридора – №3 и №5. Однако самый значительный вес по основным показателям принадлежит здесь трубопроводному транспорту.
Львовская область имеет наиболее образованную рабочую силу среди других регионов Украины. 42% экономически активного населения имеет высшее образование, 26,4% – профессионально-техническое. Это при том, что отношение численности сельского населения ко всему населению области составляет 40%, тогда как по всей Украине – 33%.
Экономическое развитие области далеко не равномерно. Бесспорный лидер – Львов, в котором сосредоточен основной производственный потенциал региона. А для нескольких районных центров характерны более мелкие территориальные образования вокруг одного или нескольких крупных предприятий. К таким городам можно отнести: Червоноград, Жидачев, Стрый, Николаев, Стебник, Трускавец.
Львовщина – совершенно особая ментальность, совсем не такая, как по Украине в целом. Только за последние сто лет область входила в состав пяти различных государств, что наложило свой отпечаток на мировоззрение местных жителей. Отличия проявляются даже в том, как ездят по городу водители во Львове и в Донецке. (Во Львове уже многие останавливаются, чтобы пропустить пешехода, переходящего улицу.) Здесь очень сильны семейные ценности. Население более религиозно, чем в других регионах (этим можно объяснить и большое количество церквей). Многие отмечают любовь львовян к одежде, не случайно вылившуюся в огромное количество различных швейных предприятий, которые, правда, почти всю продукцию продают за рубеж. Но, пожалуй, наиболее выразительной «слабостью» львовян является любовь к кофе. Складывается впечатление, что его тут пьют все и по многу раз за день. В регионе существует традиция посидеть в уютном ресторанчике или кафе и пообщаться за чашкой этого ароматного напитка.
Услужливые львовяне
В структуре валовой добавленной стоимости около 50% занимают услуги. Промышленность и сельское хозяйство – более чем по 20%. На строительство и остальные виды деятельности приходится 7%. Промышленность региона имеет довольно дифференцированную структуру: доля пищевой промышленности составляет – 25%, топливной – 18%, машиностроения – 14%, энергетики – 9%, деревообрабатывающей – 8%. Наиболее высокими темпами развиваются пищевая и деревообрабатывающая промышленность. Сельское хозяйство, хоть и занимает четверть ВДС региона и производит пятую часть продукции всей Западной Украины, не отличается особым развитием. Практически 90% производства – продукция личных подсобных хозяйств. Однако количество зарегистрированных фермеров в регионе почти в два раза меньше, чем в среднем в других регионах Украины. На плаву сельское хозяйство держится в основном за счет более высокой продуктивности труда, которая здесь в два раза выше средней по стране.
Экспортно-импортное сальдо региона является негативным, что свидетельствует о достаточно значительной зависимости от импорта. Доля экспорта в ВДС региона – 2,4% от украинского (или $473,9 млн.), в то время как импорт занимает 4,6% ($528,7 млн.). Четверть объемов экспорта составляет готовая одежда, произведенная по давальческим схемам. Важные экспортные товары также – бумага и картон (9%), транспортные средства (8,2%), древесина и изделия из нее (7,7%); в импорте – нефть и продукты ее переработки, минеральное топливо (25,6%), машины, комплектующие, электротехническое оборудование и аппаратура (17,5%), бумага и картон (10,1%), текстиль и текстильные изделия (8,3%). В экспорте услуг доминируют транспортные (89,5%), а в импорте – строительные (43,5%) и ремонт транспортных средств (38,9%).
Во что инвестируют европейцы?
Вероятно, географическое происхождение иностранных инвестиций в область было предопределено близостью к Европе, ибо оффшорные инвесторы занимают здесь на удивление малую долю, а ведущие позиции принадлежат европейским странам. Самыми привлекательными отраслями для них оказались пищевая промышленность, финансы и транспорт. В инвестиционном рейтинге регионов Института реформ область в последние годы стабильно занимает 6-7-е места. А в динамичном рейтинге переместилась с 16-го места в 2001 году на 8-е по итогам 2002 года. При этом основную роль тут сыграли развитая рыночная инфраструктура и качество человеческих ресурсов (5-е место в Украине). Негативное влияние на место в рейтинге оказала неразвитость финансовой инфраструктуры региона (11-е место) и сложность взаимоотношений предпринимателей с местными властями (9-е место).
По общему объему привлеченных инвестиций Львовская область занимает 7-е место. По состоянию на 1 января 2003 года объем ПИИ в экономику области составил $220,3 млн. (или 4,1% от всех ПИИ в Украину). Прирост иностранных инвестиций в 2002 году составил $60,6 млн. (7,7% от прироста ПИИ в Украине), что более чем в 6 раз больше показателей 2001 года. По объемам привлеченных инвестиций, поступивших в 2002 году, область заняла 3-е место по Украине, уступив лишь г. Киеву и Днепропетровской области. Это свидетельство расширения ЕС на Восток, ибо часть производств из Польши, Австрии, Чехии, Германии и других стран сейчас активно выносится на территорию Украины. Значительное количество европейских предпринимателей «останавливаются» на территории Львовской области. И хотя, по мнению экспертов, большинство из вложенных инвестиций носили пробный характер, приход крупных инвесторов не за горами. Расширение ЕС является, правда, только одной из причин перенесения производства. Другие причины – дешевая рабочая сила и ее довольно высокая квалификация. Для некоторых производителей важную роль играет также наличие источников сырья.
По оценкам представителей компании SigmaBlazer, «крупнейшие инвестиционные проекты во Львовской области – это развитие кондитерской фабрики «Свиточ» компанией Nestle, строительство на территории области фабрики по производству электрооборудования для автомобилей Opel компанией Leoni AG и приобретение «Львовской пивоварни» шведской компанией. Но они сделаны, скорее, с учетом перспектив рынка в целом, нежели конкретного региона».
Почти все крупные инвестиции, пришедшие в регион, принадлежат так называемым институциональным инвесторам, которые максимально пытаются уменьшить свои риски. Они уже не прокладывают себе дорогу сами, как это было в первые годы независимости, а пользуются услугами различных консалтинговых и юридических контор, которые «ведут» их в регион. По словам экспертов компании Munk, Andersen & Feilberg, «производители, которые приходят во Львовскую область, делятся на две категории. Одни хотят использовать дешевую рабочую силу, а другие – существующий рынок. Например, большинство швейных компаний не интересуют продажи в Украине. Они хотят произвести здесь, а потом вывезти готовую продукцию на Запад». А Ярослав Рушчишин, владелец торговой марки TROTTOLA, считает, что, «поскольку средняя заработная плата в Польше составляет $400, а у нас – $80, то трудоемкие заказы движутся на Восток, а Польша полностью для них закрывается. Там остаются только те фабрики, которые работают на известные и дорогие бренды. И это движение будет продолжаться дальше, в Азию. Ведь мы тоже становимся дороже: когда я начинал, зарплата была $4, сейчас – $80. Швейная промышленность, по моим прогнозам, протянет еще лет 5-10. Не больше, ведь мы не являемся инвестиционно- привлекательным регионом. У нас нет больших капиталистов. Так что я не думаю, что Галичина в производственном плане где-то кого-то превзойдет. Я считаю, что мы можем быть лидерами в рекреационном плане. Горы, Трускавец, Моршин… А индустрия и производство будут на Востоке».
Сегодня в области функционируют две специальные экономические зоны: СЭЗ «Яворiв» и СЭЗ «Курортополис Трускавец». Общая стоимость утвержденных в них проектов составляет $251,5 млн. Реально привлечено $53 млн. инвестиций, из которых $22 млн. – иностранные. Основным инвестором выступила Польша, которая вложила средства в предприятия бытовой химии, пищевой, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Почти 90% всей произведенной здесь продукции – импортозамещающая, на экспорт идет около 25%, что свидетельствует о подготовке базы для экспансии на украинский рынок после того, как границы ЕС расширятся.
Финансовые выгоды оттока кадров
Львовский регион постоянно теряет квалифицированную рабочую силу. Для него характерно очень большое негативное сальдо межрегиональной миграции. Практически в каждой семье кто-то находится на заработках за пределами Украины, а это, по подсчетам экспертов, до 30% всего трудоспособного населения области. Данный факт, с одной стороны, уменьшает потенциал региона и возможности привлечения на производство высококачественной рабочей силы, но с другой стороны, является каналом притока финансовых ресурсов в область. Особенность состоит в том, что практически все заработанные за границей деньги жители Львовщины тратят у себя дома. А поскольку держать их «без дела» рискованно, основным объектом вложений является недвижимость. В результате этого цены на жилье во Львове за последний год выросли на 50%, и по данному показателю он вошел в пятерку самых «дорогих» городов Украины. Так что если еще несколько лет назад низкий уровень цен на недвижимость во Львове останавливал западных инвесторов, то уже совсем скоро эта «преграда» будет взята.
По сравнению с Киевом и другими крупными индустриальными городами «поставить на ноги» бизнес здесь все же сложнее: рынок еще довольно слаб, и потребительские настроения намного ниже. В регионе, к примеру, лишь сейчас начали покупать новые автомобили. Однако компаниям, которые хотят здесь что-либо продать, не следует ориентироваться на среднестатистическую зарплату в 340 гривен (средняя по Украине – 377 грн.). По подсчетам Андрея Садового, директора Института развития города Львова, «только официально через банки в Украину дополнительно поступает $2 млрд. и еще около $4 млрд. – через неофициальные каналы. Большинство из этих денег оседает в Западной Украине. Значительные суммы идут потом из Львова в другие регионы. Именно этим пользуются банки, открывающие здесь свои филиалы. И поскольку в регионе мало мест, куда эти деньги можно вложить, то их можно привлечь на депозиты».
Особенности местного бизнеса
Несмотря на то, что на Львовщине реализуется ряд крупных инвестиционных проектов, основой экономики региона будет оставаться малый и средний бизнес. По количеству малых предприятий область занимает 3-е место в Украине. Белее 14 тысяч МП сегодня обеспечивают работой 126 тысяч человек, производя при этом 12% продукции области; 70% малых предприятий задействованы в сфере торговли и услуг. Традиции частной собственности по-прежнему сильны в регионе.
Во Львове очень распространен семейный бизнес. В первую очередь в таких сферах, как торговля, кафе и рестораны, небольшое производство и переработка сельскохозяйственной продукции. При этом для Львова справедливо утверждение, что каждый серьезный бизнесмен должен владеть кафе, рестораном либо магазином. Инфраструктура этих заведений здесь, пожалуй, одна из наиболее развитых в Украине. Опыт ведения бизнеса, в основном, перенимается из Польши и других европейских стран, как, впрочем, и большинство оборудования. При этом эффективность ведения бизнеса далеко не одинакова. Хорошую рентабельность имеют очень немногие компании, что заставляет остальных постоянно искать применение своему капиталу.
При достаточно больших масштабах развития малого бизнеса, а также наличии среднего и крупного бизнеса, регион все равно остается довольно маленьким. Тут все обо всех знают, в том числе и налоговая инспекция. Практически каждый предприниматель, вне зависимости от величины фирмы, находится под ее внимательным «присмотром».
Впрочем, в отличие от Донецка или Киева, где вход на определенные рынки в силу разных причин либо значительно затруднен, либо требует существенных финансовых «аргументов», рынки Львовского региона практически открыты. Так что основным сдерживающим фактором являются местные власти, которые в последнее время все же стараются способствовать приходу инвесторов в регион.
Степан Кубив, глава правления АТ «Кредит Банк (Украина)» – Необходимым и достаточным условием для входа на Львовский рынок является наличие четкой стратегии и $50-100 тыс. При этом соотношение необходимых для входа на рынок инвестиций и риска, который принимает на себя инвестор, на сегодня оптимально. А вот через 5 лет войти на местные рынки будет уже достаточно дорого, хотя и менее рискованно, ибо наши западные соседи уже осознали, что намного выгоднее экспортировать в Украину капитал, чем торговать с нами готовой продукцией. Так что на нашу территорию все более активно выносятся иностранные производства. Внешние инвестиции сейчас наиболее активно направляются в такие отрасли, как промышленность строительных материалов, строительство, издательский бизнес, пищевая промышленность и бытовая химия. |
Андрей Садовый, директор Института развития города Львова – Сегодня Львов по зарабатыванию денег напоминает довоенный период, когда город жил от поступлений пищевой промышленности. Это была водка, кофе, шоколад, пиво, мясо, молоко. В настоящее время данные предприятия являются основными поставщиками средств в бюджет. Тут очень сложно работать. Та же энергия, затраченная во Львове и в Киеве, дает различную прибыль. Львов – город маленьких улиц. Здесь не чувствуется масштабности. Тут всегда договаривались между собой, с Веной, Москвой, Варшавой. А основная проблема состоит в том, что за 12 лет независимости Львов и Киев так и не достигли понимания. |
Мы хотим выразить искреннюю признательность и благодарность за неоценимую помощь в сборе информации и подготовке этого проекта всем, кто активно помогал нам. Нам очень приятно, что этот список столь длинный. Спасибо вам всем!Искреннее спасибо: Львовскому областному управлению статистики; Маркияну Дацышину (Институт реформ); компании SigmaBlazer; Сергею Оксаничу (компания «Кинто»); Дзвениславе Новакивской (фонд «Евразия»); Владимиру Паниотто (Киевский международный институт социологии); Степану Кубиву, Алексею Хмилю («Кредит Банк Украина»); Андрею Садовому (Институт развития города Львова); Вернеру Гайллингеру, Ганне Матвийчук (Leoni Wiring Systems Ukraine); Юрию Арабскому, Богдану Раку (Munk, Andersen & Feilberg); Галине Дзядык (Львовская консалтинговая группа); Андрею Худо (концерн «Галнефтегаз»); Наталье Безбах, Ростиславу Левицкому (страховая компания «Универсальная»); Степану Лукашику (Львовская областная государственная администрация); Андрею Климашевскому (Департамент курортов и туризма ЛОГА), Маркияну Бедрию («Свiт кави»); Михаилу Колисныку (Киево-Могилянская Бизнес-Школа); Международному центру перспективных исследований; Международной финансовой корпорации; Алексею Гордиенко (СЭЗ «Яворiв»); Николаевскому цементному заводу (компания «Лафарж»); Ганне Новакивской; Олегу Онысько, Виктору Гальчинскому, Виталию Грабару («Львовская газета»); Ярославу Любинцу (компания SoftServe); Алексею Скрипнику (компания Eleks software); Ярославу Рушчишину (компания Trotolla); Марку Захрину, Галине Кащеевой (компания «Системы быстрого обслуживания»); Елене Пономаревой (бистро-бар «Титаник»); Любови Федоренко, Светлане Роман («Цукерня»). Шеф-редактор, руководитель проекта Алексей Погорелов Координатор проекта Игорь Лубчук Команда проекта: Алексей Рачок, Дмитрий Кузьменко, Евгений Дубогрыз, Виктор Гальчинский, Дмитрий Волохов Ждите следующий выпуск регионального проекта, посвященный бизнесу в Харькове и Харьковской области, в декабре. Удачи вам и вашему бизнесу! |