B мировых компаниях

Власть и бизнес


Volkswagen оказался вне закона
Похоже, немецкий производитель автомобилей премиум-класса Porsche теперь сможет осуществить свою давнюю стратегическую задумку и приобрести контрольный пакет акций Volkswagen. До сих пор против подобных посягательств инвесторов существовал надежный заслон – «Закон о Volkswagen», принятый еще в 1960 г. для защиты от поглощений и переноса производства за пределы Германии. Правительству Нижней Саксонии, где расположена штаб-квартира VW, закон давал право делегировать в наблюдательный совет двух из 20 представителей, и тем самым сохранять влияние на бизнес-стратегию концерна. При этом закон ограничивал «порог влияния» любого акционера VW до 20% независимо от того, каким пакетом он владеет.


Однако в 2004 г. Еврокомиссия подала иск в Европейскую судебную палату, в котором потребовала признать закон противоречащим положению ЕС о свободном движении капитала. Само же немецкое правительство категорически отказывалось это делать, утверждая, что закон призван сохранить рабочие места. Но суд полностью внял аргументам Еврокомиссии, и 23 октября легендарный «Закон о Volkswagen» был отменен. «Германия не смогла доказать необходимость сохранения такого закона в целях защиты интересов миноритарных акционеров», – говорится в постановлении суда.


Впрочем, опасаться, что VW достанется иностранным инвесторам, правительству Германии не придется. Крупнейшим акционером производителя «народного автомобиля» еще в сентябре 2005 г. стал немецкий Porsche, и с тех пор он постоянно наращивал свою долю. Сейчас ему принадлежит 31% акций, и останавливаться на этом он не намерен. «Наконец-то с таким пережитком покончено, – заявили аналитики Cantor Fitzgerald. – Теперь Porsche попытается установить полный контроль над VW, что приведет к увеличению прибыльности компании». Интерес Porsche к VW понятен: он уже многие годы поставляет Porsche комплектующие для трети всех продаваемых им автомобилей. Компании совместно разработали три модели (Cayenne, Touareg и Q7), а также производят гибридные двигатели. Не последнюю скрипку здесь играет и «управленческое» родство: глава наблюдательного совета VW Фердинанд Пьех владеет 13% акций Porsche.


По прогнозам BCG, в 2010 г. китайский потребительский рынок достигнет $690 млрд., превзойдет по объему все европейские и станет третьим после США и Японии, а к 2015 г. китайцы оттеснят японцев на третье место


Приобретения


News Outdoor обоснуется в Азии
News Outdoor Group (NOG) – компания номер один на восточноевропейском рынке наружной рекламы и шестая по величине в мире – стремится к лидерству в Юго-Восточной Азии. И это вполне понятно. Согласно исследованию PwC, объем рынка наружной рекламы здесь в 2006 г. составил $7,5 млрд., а к 2011 г. достигнет $9,7 млрд. В этот регион NOG вышла в начале 2007 г., купив долю в компании Outdoor Solutions Group. Их совместная компания News Outdoor South East Asia (NOSEA) уже развивает бизнес во Вьетнаме, Таиланде, Малайзии и Индонезии.


Теперь NOSEA приобрела 30%-ю долю в капитале вьетнамской Youth Advertising Company, входящей в пятерку крупнейших операторов страны. И, как ожидается, путь к безусловному лидерству ей открыт. Компании принадлежат билборды, автобусные остановки и крупноформатные конструкции в Хошимине (Сайгоне), население которого составляет около 6 млн. человек. По словам управляющего директора NOG Максима Ткачева, за последние пять лет объем рекламного рынка Вьетнама увеличился практически в четыре раза, до $400 млн., что делает его одним из наиболее быстрорастущих рекламных рынков в Азии. «Этот рост только продолжится, поскольку в ближайшие годы страна вступит в ВТО. К тому же 92% городских жителей Вьетнама ездят на мотороллерах, что делает наружную рекламу в этой стране очень перспективным видом медиа», – говорит г-н Ткачев. С ним соглашаются и аналитики российского Eastway Capital: «Ежегодный рост ВВП во Вьетнаме превышает 8%, что близко к среднему показателю по странам СНГ. Там колоссальными темпами растет промышленность, потребительский рынок. Страна становится привлекательной для тех игроков, которые ориентируются на потребительский спрос. Приток прямых инвестиций в страну за 2007 г. ожидается на уровне $10 млрд.».


Власть и бизнес


France Telecom проштрафился. Как и Vodafone
Концерну France Telecom придется вернуть незаконно полученные им субсидии в размере около 1 млрд. евро. Таким решением Европейский суд поставил точку в споре, который не затихает с лета 2004 г. Тогда Еврокомиссия пришла к выводу, что правительство Франции противозаконно предоставляло бывшему телекоммуникационному монополисту налоговые льготы в период с 1991 по 2002 г. В это время генеральная дирекция по телекоммуникациям была преобразована в акционерное общество France Telecom. Но промышленный налог, который отныне должен был уплачиваться, государство с концерна попросту не взимало. И в 2004 г. Еврокомиссия приняла решение, что неуплата этого налога равносильна получению незаконной субсидии, поэтому France Telecom должен вернуть эти деньги в казну. В 2005 г. правительство Франции обратилось в суд с требованием об отмене решения Еврокомиссии, однако удовлетворено оно не было. Примечательно, что французские антимонопольные органы начиная с 1994 г. в общей сложности 10 раз штрафовали France Telecom за нарушения конкурентного права.


Впрочем, это не единственная телекоммуникационная компания, которой придется финансово отчитаться перед законом за свои действия. Независимая служба по защите личной информации при правительстве Греции наложила $19,1 млн. штрафа на Vodafone Greece за участие в шпионском скандале, имевшем место с лета 2004 г. по март 2005 г. (включая время проведения Олимпиады в Афинах). Как стало известно, мобильные телефоны 106 высших должностных лиц, журналистов и бизнесменов Греции прослушивались «неустановленными лицами». Кем именно, выяснить не удалось.


Поглощения


Microsoft займется шопингом
Microsoft намерена покупать по 20 компаний в год в течение следующих пяти лет. За каждый заинтересовавшийся ее актив корпорация готова будет заплатить от $50 млн. до $1 млрд. Таким образом Microsoft сделает ставку именно на мелких игроков IT-рынка, а не на крупных конкурентов. Эта стратегия, по словам главы Microsoft Стива Балмера, будет свидетельствовать о выборе корпорацией «независимого пути». На реализацию задуманного у софтверного гиганта имеется $23 млрд. свободных средств.


Между тем покупка мелких компаний до недавнего времени считалась обычной стратегией Microsoft на рынке слияний и поглощений. К примеру, в 2007 финансовом году корпорация приобрела 23 компании, 13 из которых обошлись Microsoft в общей сложности в $1,34 млрд. Самая дорогая из купленных компаний – владеющая технологией распознавания речи Tellme Networks – обошлась в $800 млн. (Из общего ряда выбивается разве что поглощение в 2005 г. за $6 млрд. компании aQuantive, специализирующейся на рекламе.) В целом в минувшем финансовом году корпорация впервые потратила на поглощения больше, чем на исследования и разработки: бюджет на R&D в 2007 г. составил $7,12 млрд., или 14% от выручки.


Не исключено, что одной из ближайших сделок Microsoft может стать покупка 5% акций социальной сети Facebook за $500 млн. К тому же, по словам г-на Балмера, для роста рекламного бизнеса корпорации необходимо развиваться на рынке поиска в Сети. Так что принадлежащий Microsoft онлайновый поисковик Windows Live по-прежнему полон амбиций. Хотя пока, по данным comScore, Windows Live занимает всего 10,3% американского рынка поиска против 57% у Google и 23,7% у Yahoo!


General Motors по итогам девяти месяцев 2007 г. вернул себе мировое лидерство по продажам автомобилей, обогнав Toyota. Соответствующий показатель американского концерна составил 7,06 млн. авто (+2%), японского – до 7,05 млн. (+7%)


Кризис-менеджмент


Sanyo усиливает фокусировку
Японская Sanyo Electric, которая вот уже три года тщетно пытается выйти в плюс, теперь рьяно избавляется от непрофильных и наименее рентабельных активов. В рамках реорганизации технологическая компания уже продала свой пакет лизинговой компании Sanyo Electric Credit, а также долю в СП с Seiko Epson по выпуску ЖК-мониторов. 31 октября завершилась сделка на сумму $42 млн. по передаче корпорации Telepark подразделения по сбыту сотовых телефонов. А недавно компания договорилась о продаже полупроводникового подразделения инвестфонду Advantage Partners за $957 млн.


И вот теперь Sanyo объявила еще об одном базовом соглашении, предусматривающем продажу бизнеса по выпуску сотовых телефонов своему конкуренту Kyocera. Стоимость сделки не оглашается, по некоторым данным, речь может идти о $350-435 млн.


Мобильное подразделение, доля которого в структуре компании составляет 15%, уже давно не приносит прибыли. В настоящее время Sanyo занимает на внутреннем рынке лишь седьмое место, контролируя приблизительно 7% соответствующего сегмента. Однако сопротивляться наплыву трубок из США, Европы и Южной Кореи ей все сложнее. Два года назад топ-менеджмент еще вынашивал планы снизить себестоимость производимой продукции за счет реструктуризации мобильного подразделения. Планы не оправдались (к примеру, ожидаемые продажи телефонов, по итогам нынешнего финансового года, снизили с 12,5 до 11 млн. трубок). В результате было решено вообще выйти из этого бизнеса.


Теперь Sanyo сосредоточится на наиболее перспективных направлениях бизнеса – выпуске аккумуляторов и солнечных батарей. Как ожидается, это позволит компании поправить ее незавидное положение. Только за последний квартал чистые убытки компании выросли на 72% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. Всего же с марта 2004 г. они достигли $3,67 млрд. Причиной тому стали снижающиеся цены на продукцию производителя вкупе с непомерными, как оказалось, расходами на реструктуризацию.  

Залишити відповідь