Человеческое лицо интернет-сервиса

Даже 100%-й онлайн-бизнес для работы на локальных рынках нуждается в местных «живых» представителях.


B июле 2007 года у компании Google на украинском рынке начался второй этап развития – она обзавелась первым официальным представителем. Дмитрий Шоломко теперь отвечает за строительство долгосрочных отношений компании в Украине, развитие продуктов, маркетинговые инициативы, продажи и планирование бизнеса. Дальнейшее развитие компании на украинском рынке ничем не будет отличаться от отработанных схем в других странах. «Основная деятельность Google в Украине, как и на других рынках – это разработка новых продуктов для украинских пользователей, – рассказывает г-н Шоломко. – В этом году мы локализировали несколько новых сервисов: Gmail, Picasa, Google Apps, Blogger и «Документы Google». Еще одним важным направлением деятельности является сотрудничество с местными партнерами в таких сферах, как поиск, сервисы электронной почты и реклама».



Украина и Google
УкраинскаЯ историЯ Google началась в 2004 г., когда в зоне .ua был открыт домен и начата локализация сервисов. В 2006 г. компания ощутила необходимость в появлении местного консультанта и объявила конкурс на эту должность, победителем которого стал Дмитрий Шоломко. Украинский проект, по мнению руководства компании, оказался достаточно успешным. Поэтому по прошествии одиннадцати месяцев, в июле 2007 г., компания предложила Дмитрию должность официального представителя.


«Моя работа в качестве консультанта заключалась в наблюдении за украинским рынком, установлении контактов с потенциальными партнерами, результаты которых впоследствии обрабатывались в офисах компании в Лондоне и Дублине, – поведал Д. Шоломко. – «Звание» представителя в стране в первую очередь означает упрощение и ускорение всех процедур сотрудничества местных партнеров с компанией».


Третьим этапом развития Google в Украине должно стать открытие полноценного офиса. Однако, судя по всему, состоится оно не скоро. Ведь даже на огромном российском рынке, развитие которого, по оценкам экспертов, опережает украинский приблизительно на полтора года, офис еще не открыт, и Google вполне обходится силами одного официального представителя. Украина – важный развивающийся рынок для Google. Но, к сожалению, электронная коммерция в стране пока находится на ранней стадии развития. Кроме того, количество широкополосных подключений к Интернету еще невелико. Именно эти факторы, по мнению представителей Google, замедляют рост украинского рынка. Поэтому думать о дополнительных инвестициях в кадры в нашей стране компании еще рановато.


Унифицированный бизнес
Google яасто предпочитает игнорировать общепринятые подходы к ведению бизнеса. Она была основана на деньги, полученные от инвесторов, и объединила две конкурирующие венчурные фирмы, которые внесли равные доли в стартовый капитал. В то время как вокруг разворачивалась революция сайтов, а конкуренты тратили миллионы на рекламные кампании для «создания марки», Google сосредоточилась на создании лучшего поискового сервера. Информация о новом поисковике передавалась из уст одного довольного пользователя в уста другого. Имея сильную технологию поиска и высокий объем трафика на сайте, менеджеры компании определили два стратегических направления получения прибыли: поисковые службы и реклама.


Сегодня на всех рынках компания работает по унифицированной операционной схеме. На любом рынке, в который компания инвестирует, она придерживается своей миссии – организовывать мировую информацию и делать ее универсально доступной и полезной. Реализовывать в Украине эту миссию несложно, ведь наш рынок ничем не отличается от других – мы тоже любим просматривать сайты и картинки, пользоваться электронной почтой, чатами, блогами и другими сервисами.


Компания считает, что структура рабочей команды должна отображать потребности пользователей, рекламистов и партнеров на данном рынке. «Google не нужен местный офис, чтобы разрабатывать украинские сервисы или работать с местными партнерами, – объясняет Дмитрий Шоломко. – Офисов компании в мире несколько – в Лондоне, Цюрихе, Калифорнии, Дублине. У них разные задачи и практически в каждом есть специалисты, работа которых направлена и на украинский рынок. Например, всеми маркетинговыми коммуникациями на нашем рынке занимается Артем Четвериков, сотрудник дублинского офиса». Кстати, как и в начале своего развития, компания не использует традиционных рекламных механизмов, поэтому ее инвестиции в маркетинг не особо велики. «Мы полагаемся на уникальные технологические разработки и рекомендации пользователей для увеличения популярности услуг, – говорит Д. Шоломко. – Наши продукты популярны здесь и нас удовлетворяет динамика роста использования сервисов. Поэтому мы продолжим предлагать новые продукты украинским пользователям, партнерам и рекламистам».


К чему стремится Google в Украине
Безусловно, длЯ компании украинский рынок является важным. Во-первых, по количеству пользователей он третий после России и Польши в Восточной Европе. Во-вторых, очень лоялен к компании. Факт лидерства поисковика Google является неоспоримым, соответственно внимание компании к рынку будет расти. «Самое время быть конъюнктивным по отношению к рынку (то есть делать предложения, отвечающие ожиданиям потребителей. – Прим. ред.)», – говорит Дмитрий Шоломко. – В ближайшие год-два количество пользователей и интернет-предпринимателей будет расти быстрыми темпами. В наших интересах подготовить все службы, чтобы они работали максимально эффективно, как только страну охватит интернет-бум».


С особым вниманием Google относится к студентам. Весной этого года представители компании организовали в Киево-Могилянской академии Google day. Цель мероприятия – продвижение продукта и компании как одного из лучших в мире работодателей. Подобное общение с украинскими студентами планируется продолжать.


В целом же деятельность официального представителя компании в Украине в ближайшее время будет сосредоточена на четырех основных направлениях: построение партнерских отношений, создание локальной экспертизы, сбор контента и развитие образовательных программ.


Бизнес по принципам
Десять основных принципов работы Google могут быть примером для компаний на разных рынках.



  1. Сосредоточьте все внимание на пользователе, а остальное приложится. Google всегда отказывается вносить изменения, которые не принесут пользы посетителям сайта. Интерфейс ее поисковика прост и понятен, страницы загружаются мгновенно, места в результатах поиска не продаются, реклама на сайте предлагает релевантное содержание и не отвлекает пользователя от поиска. Ставя интересы пользователей выше собственных, Google собрала самую преданную аудиторию, для чего не понадобилось никаких рекламных кампаний.

  2. Лучше делать что-то одно, но делать это очень хорошо. Компания организовала крупнейшие в мире исследовательские группы, работающие исключительно над решением задач, связанных с поиском. Продолжая создавать новые продукты и совершенствовать существующие, она надеется привнести мощные возможности поиска в неисследованные ранее области и помочь пользователям находить и использовать все больше и больше информации в своей жизни.

  3. Быстро – это лучше, чем медленно. Google верит, что незамедлительное удовлетворение потребностей клиентов возможно. Она хочет, чтобы пользователи покидали ее сайт как можно скорее. Поэтому специалисты одержимы удалением всех лишних байтов со своих страниц и повышением эффективности обслуживания, благодаря чему компания не раз била собственные рекорды на скорость. Там, где другие принимали как должное ограничения скорости, обусловленные алгоритмами поиска, Google создавала новые алгоритмы, доказывая, что никаких ограничений нет. Компания до сих пор продолжает работу над тем, чтобы поиск выполнялся как можно быстрее.

  4. Демократия в Интернете есть. Google оценивает рейтинг каждой веб-страницы с помощью специальной технологии, которая оценивает все сайты, ссылающиеся на эту страницу, и присваивает ей позицию, отчасти учитывая и рейтинг ссылающихся на нее сайтов. Анализируя всю структуру Интернета, Google может определить, какие сайты признаны лучшими информационными ресурсами теми людьми, которые больше всего заинтересованы в предлагаемых материалах. Эффективность этого метода только возрастает по мере того, как расширяется сеть, поскольку каждый новый сайт – это еще одна информационная точка и новый голос в пользу того или иного сайта.

  5. Не нужно сидеть за компьютером, чтобы получить ответ. Люди желают получать информацию любыми средствами, будь то карманный компьютер или мобильный телефон. Там, где поиск помогает пользователям получать новую информацию, Google предлагает новые решения.

  6. Деньги можно заработать честным путем. Доход компании поступает от лицензирования ее технологии поиска другими компаниям и от размещения рекламы на самом сайте Google и других площадках в Интернете. Но рекламные ссылки показываются над результатами поиска или справа от них только в определенных случаях. Компания твердо убеждена, что объявления могут предоставить полезную информацию, но только в том случае, если они имеют прямое отношение к исполняемому запросу. Google также доказала, что реклама может быть ненавязчивой и в то же время эффективной. Так, на поисковике не размещаются всплывающие объявления, которые мешают просматривать нужное содержание. А реклама на Google всегда четко определена как «рекламные ссылки».

  7. Новая информация есть постоянно. Когда Google проиндексировал больше HTML-страниц в Интернете, чем любая другая поисковая служба, ее инженеры занялись информацией, к которой труднее получить доступ. Иногда задача состояла просто в том, чтобы интегрировать новые базы данных (например, добавить функции поиска телефонных номеров, адреса или списков предприятий). Иногда требовался более творческий подход, чтобы обеспечить возможность поиска в миллиардах картинок и просмотра страниц, изначально созданных в формате PDF. Популярность PDF-результатов заставила расширить список типов файлов, доступных для поиска. Для мобильных пользователей компания разработала систему преобразования HTML-файлов в формат, понятный для беспроводных устройств.

  8. Для поиска информации нет границ. Несмотря на то что головной офис Google находится в Калифорнии, миссия компании – облегчить доступ к информации для всех. Поиск можно вести на одном из 35 языков. Кроме того, Google предлагает функцию перевода, чтобы содержание документа было доступным для пользователя независимо от его родного языка. (Интерфейс поисковика предлагается почти на 100 языках.)

  9. Серьезным можно быть и без костюма с галстуком. Основатели Google заявляют, что единственное, к чему компания относится серьезно, – это поиск. При создании компании они заложили идею о том, что работа должна быть трудной, но увлекательной. Поэтому корпоративная культура этой компании не похожа ни на одну другую. Начиная работу в головном офисе в 2000 г., для создания атмосферы открытого, нестесненного общения в офисе основатели убрали традиционные перегородки, вместо стульев начали использовать большие резиновые гимнастические шары, а в качестве столов – деревянные двери. При оценке работы особое внимание уделяют достижениям отдельных групп и гордятся личными результатами каждого сотрудника, которые помогают всей компании добиться успеха. Собрания, длящиеся на других предприятиях часами, в Google превращаются в тематическое обсуждение за обедом.

  10. Нет предела совершенству. Движущей силой Google является постоянная неудовлетворенность текущим положением дел. По версии компании, быть лучшими – это не пункт назначения, а только начало пути.  






Три этапа выхода Google на локальный рынок



  1. Открытие домена в стране, начало локализации сервисов.

  2. Наем консультанта, а впоследствии официального представителя, взаимодействие с участниками рынка.

  3. Открытие полноценного офиса продаж и разработки программ.

Залишити відповідь