Премия за ошибку

Carl Zeiss стала мировым лидером в высокотехнологичных нишах в том числе и потому, что премирует сотрудников за провальные проекты.


Hа лице награждаемого сияет слегка смущенная, но довольная улыбка, глаза щурятся от вспышек фотокамер, в руках – хрустальный кубок с голограммным изображением основателя фирмы… На предприятии Carl Zeiss в Оберхаузене (Германия) идет вручение переходящего кубка и инновационной премии года «За успешный провал».


Преуспевающие неудачники
Постойте, но разве так следует относиться к неудачнику, многомиллионный проект которого был провален и закрыт на половине пути? «А почему бы, собственно, и нет?» – считают топ-менеджеры Carl Zeiss. Если проект, по ходу которого были обнаружены скрытые технические или организационные дефекты, вовремя остановить, то фирма получает баснословную выгоду. Во-первых, научные открытия и извлеченный из ошибки опыт можно тут же применить в более эффективном направлении. Во-вторых, экономятся крупные средства, которые, вздумай руководитель проекта пускать пыль в глаза, могли бы быть потрачены попусту; и в-третьих, моментально высвобождается основной капитал высокотехнологичного предприятия – светлые умы, которые можно тут же озадачить новыми проектами. И это только с экономической точки зрения. Что касается психологической стороны вопроса, то такой подход вообще трудно переоценить. Исследователь, не скованный леденящим страхом совершить ошибку ценой в миллионы евро, способен мыслить смело и неординарно, и рано или поздно риски окупаются щедрыми плодами научных открытий.


«Приз «За успешный провал» призван мотивировать команду выступать с самыми смелыми проектами без оглядки на возможную неудачу, с одной стороны, и с другой – использовать изобретения, технологические наработки и даже комплектующие из «провалившихся» проектов в созидательном русле, – объясняет председатель правления компании, доктор физических наук Дитер Курц. – Это не утешительный приз, а переходящий чемпионский кубок, и каждый сотрудник мечтает о том, чтобы его имя было также выгравировано на нем».


Благодаря такому методу менеджмента инноваций Carl Zeiss умудряется из осколков развалившихся проектов создать настоящий прорыв в мировых технологиях. Например, однажды из-за выхода партнера из совместного предприятия компания была вынуждена свернуть проект в области электронно-лучевых технологий. Научный коллектив без промедления переключился на новую тему и на основе разработок, полученных в ходе несостоявшегося проекта, создал микроскоп для полупроводниковой фотолитографии. На сегодняшний день системы для фотолитографии представляют собой предмет особой гордости всей промышленной группы Zeiss: вместе с нидерландским партнером – производителем микросхем ASML, немецкий концерн вышел в этой сфере в мировые лидеры с рыночной долей 63%, оттеснив японских гуру оптических технологий – Nicon и Canon.


Инновация как традиция
Фирма Carl Zeiss носит имя своего основателя, открывшего в 1846 г. в уютном тюрингском городке Йена мастерскую по точной механике и оптике. Первым прибором, вышедшим из ее стен, был монокулярный микроскоп для изучения роговицы глаза. Мастерская пользовалась большим успехом прежде всего благодаря изобретательскому таланту как самого господина Цейса, так и его сотрудника, а с 1875 г. – совладельца предприятия, выдающегося ученого и предпринимателя Эрнста Аббе. С первых дней существования и по нынешний день дух новаторства является основной ценностью фирмы. «Новаторство заложено в нас на уровне ДНК», – убежден Дитер Курц, руководящий компанией с 2001 г.


На сегодняшний день группа Carl Zeiss состоит из шести подразделений: производство полупроводников, промышленная измерительная техника, медицинская техника, брендированная оптика для массового рынка (та самая знаменитая «цейсовская оптика»), микроскопы и оптико-электронные системы. Каждое из подразделений высоко котируется на мировом рынке. В стратегии группы зафиксирована цель: добиваться признания в качестве инновационного предприятия во всех сферах своей деятельности. 16% из более чем 11 тыс. сотрудников группы заняты в сфере исследований и разработки. Компания регистрирует около 400 патентов в год – это в среднем по два патента в рабочий день. Вслед за американцами менеджеры Carl Zeiss осознали: в условиях жесткой конкуренции имеет значение не только научная глубина открытий, но и просто количество патентов – чем больше их, тем выше вероятность удачной коммерческой реализации.


Начиная с 2003 г. группа ежегодно инвестирует в R&D не менее 10% своего валового дохода. Доля в общих продажах продуктов, имеющих возраст не более трех лет, составляет почти половину (47%). При этом финансовое состояние фирмы способно порадовать самого взыскательного аналитика: на протяжении последних пяти лет группа демонстрирует стабильный рост по всем основным показателям. А 2006 г. был для Carl Zeiss особо успешным – валовой доход вырос на 10%, достигнув 2,4 млрд. евро при рекордно чистой прибыли 167 млн. евро. При этом доля собственного капитала в общих активах увеличилась до 22%, что делает финансовое состояние группы очень устойчивым.


Менеджмент инноваций как ключ к успеху
По мнению Дитера Курца, успех фирмы зиждется на трех китах:



  • энтузиазме талантливых сотрудников, работающих в условиях творческой атмосферы;

  • крупных инвестициях в научные исследования;

  • международной сети.

За энтузиазмом сотрудников стоит стратегическая режиссура инновационного менеджмента. Задача руководства – глубокое внедрение инновационных процессов и обеспечение постоянной модернизации вместо единичных прорывов. В компании стремятся снять любые ограничители полета фантазии, легитимизировать право исследователя на ошибку. Помимо уже упомянутой премии «За успешный провал», здесь ежегодно вручаются премии за инновации в пяти номинациях. Компания участвует во многих общенациональных и международных конкурсах. Так, уже пятый год подряд Carl Zeiss получает своего рода «Оскара» в области изобретений – приз R&D 100 от американского журнала R&D Magazine. В Германии предприятия группы Carl Zeiss ежегодно фигурируют в первых строках инновационных рейтингов. Так, победителем среди крупных предприятий в 2007 г. стало акционерное общество Carl Zeiss SMT. Награда ему вручена с формулировкой: «За революционно новую разработку объектива для изготовления микрочипов, разрешение которого на 30% превышает возможности существовавшей оптики».


Фирма стремится максимально использовать потенциал коллективного разума. С этой целью проводится ежегодное состязание, в ходе которого сотрудники представляют на суд правления свои концепции воплощения общей стратегии. Например, в 2005 г. в конкурсе приняли участие 135 команд. Победителей чествуют на всемирном форуме руководителей Carl Zeiss.


В «верхах» фирмы главный мотивационный фактор – ответственность за результат. Для этого во главе каждого направления стоит исполнительный директор, несущий за него полную ответственность. Д. Курц считает, что для компетентного человека быть начальником управления или исполнительным директором – существенная разница.

В 2006 г. в компании введена специальная карьерная модель для ученых, позволяющая им строить полноценную карьеру, не обрастая административными функциями. Получить статус управляющего престижно, но совмещать руководство персоналом с глубоким погружением в научно-технические изыскания – задача неблагодарная и малоэффективная. Художник должен творить, а продюсер – обеспечивать условия для творчества и успешную продажу шедевра. Поэтому в Carl Zeiss уравняли в зарплате и статусе своих ведущих исследователей с управленцами высшего звена, позволив каждому трудиться с наивысшей эффективностью в своей сфере и получать максимальное удовлетворение от своего труда. Для самых выдающихся ученых введена специальная должность – старший куратор (Senior Principal). Новая карьерная модель привлекла уже 260 научных сотрудников.


Что касается инвестиций в R&D, то их уровень с 2002-2003 финансового года не опускается ниже 10% от продаж при среднем показателе по отрасли на 6%. В абсолютном выражении – это постоянно растущие суммы в сотни миллионов долларов.


Важно также правильно расставлять приоритеты инновационной политики. Технологии, где намечается прорыв, получают в Carl Zeiss усиленную финансовую «подкормку» и организационную поддержку. Яркий тому пример – все то же предприятие фотолитографии Carl Zeiss SMT AG в Оберхаузене. Как только стало ясно, что революционно новый прецизионный объектив способен обеспечить прорыв в науке и бум в своей рыночной нише, группа предприняла решительные стратегические шаги. Персонал, занятый в разработке и производстве фотолитографической техники, был выделен в 100%-е дочернее акционерное общество Carl Zeiss SMT AG. К осени прошлого года в рекордно короткие сроки в окрестностях Оберхаузена для нового предприятия возвели современный научно-производственный комплекс стоимостью 450 млн. евро. Это была самая крупная инвестиция за всю историю существования группы Carl Zeiss. Бюрократические формальности по землеотводу и подсоединению к инженерным коммуникациям уладили с местными властями практически в один момент: за четыре недели – срок, о котором другие соискатели могут только мечтать. Городок с населением 8500 человек ценит своего крупнейшего работодателя и налогоплательщика. Как говорит бургомистр, «когда Zeiss чихает, у нас начинается воспаление легких».


В то же время направления, обеспечивающие высокие продажи, но не сулящие в ближайшем будущем никаких технологических революций (например, производство линз для очков), выходят из зоны приоритетного внимания путем выведения в самостоятельные предприятия.


Участие в международной научной сети необходимо компании для поиска талантливых изобретателей. Специалисты по персоналу из Carl Zeiss выискивают интеллектуальные сливки не только среди талантливых выпускников вузов стран Восточной Европы, Индии и Китая, но и среди представителей старшего поколения. Инновационность позволяет предприятиям группы получать большую прибыль, в результате устанавливать высокий уровень оплаты труда и тем самым привлекать в свои ряды лучших ученых со всего мира, которые обеспечивают тот самый высокий уровень инновационности.


Компания сотрудничает с университетами, научными обществами в разных странах, а также является учредителем международных научных премий: Carl Zeiss Lecture за достижения в биологии клетки, Ernst Abbe Lecture (совместно Royal Microscopical Society) за достижения в микроскопии и многих других. Группа Carl Zeiss участвует в двух проектах ЕС: European Advanced Light Microscopy Network (EAMNET) – сети из восьми европейских лабораторий и двух промышленных партнеров, работающих в области световой микроскопии, и Leonardo da Vinci – сети промышленных предприятий и университетов, сотрудничающих в области профессионального образования. Научно-производственная кооперация с инновационными компаниями из смежных областей, такими как Nokia, ASML, Sony, способствует открытиям на стыке наук.  







Видение на уровне молекул и атомов

Одно из последних достижений группы Carl Zeiss – заказ, полученный от Гарвардского университета на восемь электронных и ионных микроскопов, которые по своим техническим характеристикам превосходят все существующие в мире аналоги. Эти оптические приборы составят основу оборудования Центра нанотехнологических систем при университете. Изюминка оборудования – гелий-ионный микроскоп Zeiss Orion, который разработан и будет производиться филиалом компании, расположенным в штате Массачусетс. Приборы, изготавливаемые для центра, позволяют видеть и изучать материю на уровне отдельных молекул и атомов. С их помощью можно будет вживую наблюдать процессы, происходящие в клетках.


Использованы материалы Handelsblatt, VDI Nachrichten и www.zeiss.de


 

Залишити відповідь