Китайцы показывают миру, как нужно производить искусство на экспорт.
Практически всякий аукционный дом, продававший в нынешнем году более-менее крупное собрание работ современных китайских художников, был обречен установить какой-нибудь рекорд. Последнее достижение состоялось на гонконгских торгах «Сотбис». $42,54 млн., вырученных за китайское актуальное искусство – небывалый результат.
Впечатляющий рост этого рынка начался около трех лет назад. Журнал Forbes пишет, что в 2004 г. аукционный дом Christie’s продал послевоенного и современного искусства Китая на $18 млн, в 2006-м уже на $120 млн.
Причины китайского бума угадываются в тех чрезвычайных экономических и социальных потрясениях, которые эта страна пережила в течение последних десятилетий, а также в грамотном международном промоушене (например, о судьбе китайских художников ныне сильно заботится небезызвестный галерист Чарльз Саатчи. Главные центры китайского современного искусства – Пекин и Шанхай – имеют на двоих более 200 галерей. А директор одной из них, швейцарец Лоренц Хелбинг, попал в список 100 самых влиятельных людей в мировом искусстве (версия издания ArtReview 2007 г.).
Своим мнением о китайском искусстве делится творческий директор галереи «Коллекция» Олег Байшев: «У китайцев была достаточно сильная школа, очень похожая на нашу. Многие из китайских художников получали художественное образование в СССР. Легкость, с которой они, покидая свою родину, интегрировались в мировой художественный процесс, была хорошим залогом для успеха. Китайцы очень технологичны и умеют из своей идеи сделать «конфетку». Они знают, как создать бренд».
Сегодня значительную часть мировых коллекционеров китайского искусства составляют иностранцы. Единственный крупный коллекционер в Украине, потенциально открытый всем модным ветрам, – Виктор Пинчук. Но в его коллекции китайского искусства пока нет. Куратор PinchukArtCentre Александр Соловьев: «Помимо китайского, в мире еще много того, что заслуживает внимания, которое более интересно. Нынешний китайский бум связан во многом с парахудожественными явлениями: рынок, политика, глобализация, китайская экспансия во всех областях. Они очень энергичны, их творчество социально, замешано на политике».
Сборная КНР по актуальному искусству Юэ Миньюн. Один из лидеров так называемого циничного реализма. Его работа Execution, изображающая трагедию на площади Тяньаньмынь, продана за $5,9 млн. в Лондоне на «Сотбис» 12 октября 2007 г. Пока это самая дорогая картина современных китайских художников. Джен Фаньжи. Продал свой триптих «Госпиталь», написанный в 1992 г., за $5,6 млн. на аукционе Phillips de Pury & Company’s (Лондон) 13 октября 2007 г. Чжан Сяоган. Символист-сюрреалист, автор знаменитой серии портретов Bloodline, №86 в рейтинге журнала ArtReview 2007 г. 20 сентября 2007 г. в Нью-Йорке (Sotheby’s) его работа «Глава нового века – Рождение Китайской Народной Республики» (1992 г.) была продана за $3 млн. Цай Го-Цян. Художник и перформансист. Работа по удлинению китайской стены на 10 км, которая так и называется «Проект по удлинению Великой китайской стены на 10 000 метров», принесла ему $2,6 млн. на аукционе «Сотбис» в Гонконге 7 октября 2007 г. Ай Вэйвэй. Одна из центральных фигур современного китайского искусства, №68 в рейтинге журнала ArtReview 2007 г. Его «Люстра» на торгах «Сотбис» в Нью-Йорке приобрели за $657 тыс. |