За три года рынок клинкерного кирпича вырос в 10 раз. Во многом благодаря появлению продукции отечественного производства.
Cтроительный бум в Украине привел к тому, что на рынке стройматериалов уже не первый год наблюдается повышенный спрос. Рост благосостояния потребителей, а также повышение требований к стройматериалам приводят к тому, что опережающими темпами увеличивается спрос на наиболее качественную разновидность керамического кирпича – клинкер. По оценкам участников рынка, спрос на него будет только нарастать.
В нашей стране наряду с клинкерным кирпичом используют лицевой кирпич. В современной Европе для облицовки домов используют только клинкерный кирпич. Главное его отличие от лицевого кирпича – в технологии и исходном сырье. Этот стройматериал изготавливают путем обжига при температуре около 1300°С из специальных сортов глин. Более высокая цена на клинкерный кирпич (5 грн. за штуку против 3 грн. за лицевой) компенсируется значительным превосходством в физических и эстетических характеристиках. Его отличают низкий уровень влагопоглощения, высокая морозоустойчивость и прочность. Говорят, что пока будет стоять дом, клинкер не подвергнется изменениям, не требуя при этом за собой особого ухода.
Появление клинкерного кирпича украинского производства спровоцировало взрывной рост рынка, так как цена на отечественный продукт ниже импортных аналогов, а качество, как правило, даже выше. Так, по данным компании «Західбудіндустрія», за период с 2004 до 2006 гг. такой сегмент вырос на 270% на фоне 9,2 и 4,6% динамики продаж обычного керамического и силикатного кирпича соответственно. За 2006 г. было продано 5,7 млн. условных штук клинкерного кирпича, а в текущем году планируется реализовать уже 14,3 млн. условных штук. Хотя в Европе этот стройматериал производится уже несколько столетий, в Украине его впервые начали выпускать только в 2005 г. на Раздольском керамическом заводе (Львовская обл.) под торговой маркой «Евротон». На сегодняшний день на рынке представлены лишь «Евротон» и импортная продукция. Никто больше из украинских производителей до сих пор не смог освоить производство этого стройматериала. Дистрибьютор отечественного клинкерного кирпича – компания «Західбудіндустрія». Сейчас «Евротон» является безусловным лидером, занимая уже около 70% рынка, и его доля неуклонно увеличивается. В целом после его появления украинский рынок клинкерного кирпича вырос почти в 10 раз.
По мнению Ярославы Острожчук, коммерческого директора компании «Західбудіндустрія», существует несколько объективных причин доминирования «Евротона» на рынке. Во-первых, цена на клинкерный кирпич отечественного производства в 1,5-2 раза ниже европейских аналогов, что становится возможным благодаря отсутствию накладных расходов, связанных с импортом из Европы. С местным производством связано и второе преимущество. «Наша продукция доставляется покупателям непосредственно к месту строительства в максимально короткие сроки», – отмечает г-жа Острожчук. Сегодня «Евротон» имеет широкую сеть дистрибьюторов в Украине, состоящую из 40 компаний. Продукция Раздольского керамического завода экспортируется в Польшу, Беларусь и Казахстан.
Рынок клинкерного кирпича, судя по всему, будет расти быстрыми темпами и далее. По оценкам компании «Західбудіндустрія», ежегодная его динамика составит около 34%, а объемы продаж к 2015 г. достигнут 75 млн. условных штук. Несмотря на такой быстрый рост рынка, «Евротон» не просто рассчитывает сохранить свои позиции, но и укрепить их. «Сегодня компания выходит на новый уровень. Разработана программа развития «Евротона» до 2012 г., в 2008 г. будет запущена масштабная рекламная кампания», – заявляет Сергей Вишневецкий, директор по маркетингу компании «Західбудіндустрія». В результате к 2012 г. «Евротон» намерен занять 80% рынка клинкерного кирпича.