Что выбирают агрессивные игроки телекоммуникационного рынка
Сегодняшнее работает на будущее
Цель российской Altimo – создание альянса с международным оператором. Для этого она готова жертвовать текущей прибыльностью.
O планах российской «Альфа-групп» создать евразийского сотового оператора стало известно летом 2005 г. «Последние несколько лет показали, что будущее принадлежит глобальным компаниям, таким как Vodafone или Orange, – заявил тогда газете Financial Times основной владелец группы Михаил Фридман. – Нам намного интереснее быть миноритарным инвестором в крупной мультинациональной компании, чем оставаться акционерами нескольких национальных операторов». Михаил Фридман добавил тогда, что хотел бы обменять свои телекоммуникационные активы на акции крупного международного оператора сотовой связи, например Telenor или TeliaSonera, и уже ведет переговоры на этот счет с несколькими компаниями. Наличие этой стратегии позже неоднократно подтверждал Алексей Резникович, главный управляющий директор холдинга Altimo, объединяющего телекоммуникационные активы «Альфы».
Но неожиданно в августе 2006 г. на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным президент «Альфа-банка» Петр Авен заявил: «Альфа-групп» больше не удовлетворяется ролью миноритарного акционера в телекоммуникационном бизнесе. Группа хочет создать крупную телекоммуникационную компанию с основными активами в России, где она будет ведущим акционером». Что стало причиной такого заявления, осталось загадкой, так как от официальных разъяснений представители «Альфы» категорически отказались. Но, судя по тому, что позже опять зашла речь о международном партнерстве, слова г-на Авена могли быть просто частью политико-имиджевой игры перед российским президентом-государственником, который, кстати, в свое время помог Altimo приобрести долю в Turkcell.
О нынешней стратегии и философии Altimo мы задали вопросы г-ну Резниковичу и дополнили его ответы информацией, почерпнутой из различных (открытых) источников.
В октябре 2006 г. вы говорили, что в течение полутора лет обменяете свои активы на пакет акций в крупном международном холдинге. Что делается в этом направлении?
Действительно, стать частью глобальной телекоммуникационной компании – одна из целей Altimo. Через 5-10 лет на этом рынке выживут только несколько сильнейших, и мы должны быть среди них. В настоящее время ведутся активные переговоры с несколькими европейскими компаниями. Параллельно укрепляется наше положение на рынке. Активы компании увеличиваются, и на данный момент их стоимость составляет примерно $25 млрд. – рост почти в два раза по сравнению с предыдущим годом. Мы уверены, что это правильная долгосрочная стратегия.
Дополнение. По информации российской газеты «Коммерсантъ», в марте 2007 г. безрезультатно завершились переговоры об обмене активами Altimo со шведско-финским холдингом TeliaSonera. Стороны не сошлись в цене и методике обмена. TeliaSonera была готова обменять все активы Altimo на долю в 10-12% своих акций, но россияне настаивали на 15-17%. К тому же скандинавы предлагали поэтапный обмен – актив за активом, а россияне хотели обменять все сразу. TeliaSonera высказала пожелание о завершении до обмена корпоративных войн в «Вымпелкоме» и «Киевстаре».
В октябре 2007 г. М. Фридман впервые официально подтвердил информацию о том, что группа хочет создать стратегический альянс с TeliaSonera – компании могли бы объединить доли в совместных активах – «Мегафоне» и Turkcell.
Вы сказали, что хотите получить до 20% объединенной компании. В обмен вашему партнеру наверняка хотелось бы получить контрольные пакеты мобильных операторов. Но у вас их пока нет. Какую работу по консолидации вы сейчас ведете?
Параметры и схема партнерства могут быть различными. Мы считаем, что двумя наиболее логичными стратегическими партнерами Altimo являются компании Telenor и TeliaSonera, с которыми нас связывает большой опыт работы в России, Украине и Турции. Если наладим сотрудничество с одной из них, вопрос консолидации станет несущественным.
Дополнение. «Никогда не говори «никогда». Несколько месяцев назад официальные представители Altimo публично заявляли, что вопрос о создании совместной компании и Telenor окончательно закрыт, так как норвежское правительство на самом деле не намерено снижать свою долю в Telenor. Возможно, в последнее время позиция хотя бы одной из сторон изменилась.
Вы неоднократно высказывались о намерении окончательно урегулировать отношения с Telenor. Недавно фактически завершился ваш конфликт, связанный с выходом «Вымпелкома» в Украину. На каких принципах, на ваш взгляд, может разрешиться спор вокруг «Киевстара»?
Мы приветствуем решение Telenor отказаться от дальнейших споров по поводу экспансии «Вымпелкома» на украинский рынок. Надеемся, что и в отношении «Киевстара»* вопросы будут урегулированы в ближайшее время. Обеим сторонам уже вполне ясно, что эта история затянулась и должна быть разрешена, причем не в суде, а скорее за столом переговоров. Тем не менее Altimo всегда исполняла и будет исполнять решения судов любой юрисдикции.
Дополнение. Президиум Высшего арбитражного суда РФ в июне 2007 г. подтвердил законность итогов собрания акционеров «Вымпелкома», которое одобрило сделку по покупке «Украинских радиосистем». Telenor согласился с этим решением. Таким образом один конфликт оказался завершенным. В ответ норвежская компания призвала россиян подчиниться решению арбитража Нью-Йорка, предписавшего россиянам перестать бойкотировать собрания акционеров «Киевстара». Но Печерский районный суд Киева признал это арбитражное решение неисполнимым.
Инвестиции в какие из ваших активов вы считаете приоритетными? Почему?
Все инвестиции имеют одинаковый приоритет и носят долгосрочный характер. Наши активы имеют очень большой потенциал и будут еще достаточно длительное время пребывать на стадии роста. Сейчас мы концентрируемся на развитии инвестиционного потенциала в Юго-Восточной Азии. Индустрия телекоммуникаций в таких странах, как Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, активно развивается, и, используя наш опыт по ведению проектов на развивающихся рынках, мы верим, что можем создать там дополнительный импульс.
Дополнение. В октябре 2006 г. говорилось, что приоритетными являются инвестиции в «Вымпелком» и Turkcell. Но потом ситуация вокруг турецкого оператора изменилась.
В число ваших активов входит и турецкий Turkcell. Вы сохраняете намерение стать там контролирующим акционером?
Мы никогда не заявляли о намерении контролировать Turkcell. Кроме того, не собираемся менять формат нашего присутствия в Turkcell и довольны нашим пакетом, позволяющим адекватно отстаивать там свои интересы прежде всего на стратегическом уровне. Осенью 2006 г. мы посчитали, что наш партнер в Турции Cukurova Group не исполняет ряда обязательств по кредитному соглашению, и потребовали досрочного погашения нашего кредита. В настоящее время, как вы знаете, продолжается судебный процесс, и решение суда, как я полагаю, будет предписывать Cukurova либо вернуть нам кредит, либо отдать акции, которыми он обеспечен. В обоих случаях мы подчинимся решению суда.
Дополнение. В ноябре 2005 г. россияне приобрели у Cukurova за $1,59 млрд. 49% компании Cukurova Telecom Holding (CTH), которая в свою очередь владеет 53% Turkcell Holding. Одновременно Cukurova получила шестилетний заем в $1,7 млрд. Если бы она его не вернула, то «Альфа» получила бы контроль над Turkcell. Но в январе 2007 г. Женевский арбитраж удовлетворил иск TeliaSonera, признав действительным соглашение, заключенное ею и Cukurova Group еще в начале 2005 г. Тогда турецкая сторона обязалась уступить скандинавам контроль над Turkcell за $3,1 млрд., но позже «променяла» свое обещание на $3,29 млрд. ($1,59 млрд. + $1,7 млрд.) от «Альфы».
В сентябре прошлого года Altimo сформировала в Лондоне международный консультативный совет, там же открыла международную штаб-квартиру. Для чего это было сделано? Как эти решения сказались на вашем бизнесе?
Формирование международного консультативного совета играет очень важную роль в налаживании и укреплении связей с международными партнерами. Наши советники оказывают нам неоценимую поддержку, консультируя по вопросам международного бизнеса. Имея весьма ценные связи для налаживания нужных контактов с потенциальными партнерами, они способствуют улучшению нашего имиджа и репутации на Западе. Это уже оказало весомый положительный эффект для нашего бизнеса. Что касается целесообразности наличия международной штаб-квартиры в Лондоне, то нам это сильно облегчает диалог с нашими западными партнерами.
Дополнение. В Международный консультативный совет Altimo вошли четыре известных деятеля политики и бизнеса. Трое из них англичане: бывший исполнительный директор крупнейшей в мире сотовой компании Vodafone Джулиан Хорн-Смит, экс-министр иностранных дел Великобритании лорд Дуглас Хэрд и бывший британский посол в России, ныне представляющий Соединенное Королевство в ООН, Родерик Лайн. Четвертый – экс-председатель комиссии США по внешней торговле, директор департамента Азии в совете национальной безопасности США Питер Уотсон. Вице-президент Altimo Кирилл Бабаев в то время говорил, что кандидатов в консультативный совет выбирали по трем главным критериям: наличие опыта работы в телекоммуникационной отрасли, авторитет в европейском бизнес-сообществе и опыт сотрудничества со странами Азии. По всей видимости, эти люди должны были стать в том числе и лоббистами Altimo, продвигающими ее интересы не столько в бизнес-сообществе, сколько в политических кругах Запада.
Вы по-прежнему отказываетесь от участия в аукционах по продаже зарубежных телекоммуникационных активов, считая участие в них российских компаний заведомо проигрышным?
Что касается аукционов, то каждую ситуацию, в принципе, надо рассматривать в отдельности. Но в целом я действительно придерживаюсь мнения, что российские компании, особенно работающие в сфере телекоммуникаций, еще не накопили достаточно ресурсов, чтобы соревноваться в тендерах и аукционах, где у наших западных коллег заведомо больше финансовых возможностей. Поэтому нас привлекают более сложные и интересные проекты.
Дополнение. О сути этих проектов г-н Резникович говорил в интервью газете «Ведомости»: «Наша стратегия заключается в том, чтобы участвовать в сделках, которые кажутся сложными на первый взгляд, но дают конкретный результат. Это не аукционные сделки, а сделки вроде покупки доли в Turkcell, когда мы используем наши определенные конкурентные преимущества – понимание менталитета потенциальных партнеров, бизнеса, политической ситуации в стране. Мы стараемся разобраться в сложной ситуации, разрешить ее таким образом, чтобы всем партнерам было интересно участвовать в сделке. Как правило, такие сделки намного сложнее аукционных историй, чтобы их совершить, требуются годы работы. Эти сделки штучные, но на сегодняшний день у российских компаний только такой путь развития».
С согласия всех акционеров, то есть в том числе и вас, «Вымпелком» недавно изменил стратегию и теперь нацелен на зарубежную экспансию. Как вы будете согласовывать интересы Altimo с планами «Вымпелкома» в отношении приобретений зарубежных операторов?
Мы всегда и всецело поддерживаем экспансию «Вымпелкома» на зарубежные рынки. Такое развитие будет увеличивать стоимость компании и станет выгодно всем акционерам. Эта экспансия ни в коем случае не противоречит нашим интересам и не требует какой-то особой координации с нами. Уверен, мы всегда найдем общий язык с менеджментом «Вымпелкома» в отношении любых сделок.
Дополнение. Несмотря на конфликт, крупнейшие акционеры «Вымпелкома» – Altimo и Telenor – в апреле одобрили новую стратегию развития компании. Оператору разрешили делать новые приобретения в России и совершать сделки за пределами СНГ. По информации газеты «Ведомости», компания отныне намерена также развивать новые виды бизнеса, многие из которых считались прерогативой операторов фиксированной связи. Например: сдача в аренду каналов связи, развитие широкополосного доступа в Интернет, передача корпоративных данных и др.
Летом 2007 г. стало известно, что «Вымпелком» обсуждает с Altimo и Telenor возможность выкупа их пакетов в Golden Telecom. В сентябре эти переговоры были приостановлены. В настоящее время «Вымпелком» готовит синдицированный заем на $3,5 млрд. Средства предназначены для осуществления покупки, но объект приобретения не называется. Участники рынка считают, что будут куплены Golden Telecom и киргизский оператор «Скай мобайл» (принадлежащий «Алтимо»).
В апреле в Лондоне вы представили свой исследовательский проект «Индекс Altimo». Почему решили обнародовать данные, которые могут быть использованы вашими конкурентами-инвесторами?
Являясь ведущим инвестором в мировые телекоммуникации, мы обладаем экспертными данными о рынках связи многих стран. Проект «Индекс Altimo» появился как квинтэссенция наших знаний о развитии рынков мобильной связи, а также опыта сотрудников Кембриджского университета и Лондонской школы бизнеса. С их помощью мы вывели формулу, помогающую определить перспективы развития мобильной связи в той или иной стране с инвестиционной точки зрения. В ноябре 2007 г. в Лондоне состоится презентация очередного выпуска «Индекса Altimo».
Дополнение. «Индекс» основан на совокупном анализе таких основных для деятельности мобильных операторов факторов, как размер рынка, средний уровень EBITDA операторов, реальный и прогнозируемый уровень расходов на мобильную связь на душу населения, темпы роста мобильного проникновения, капитальные издержки операторов, ВВП страны на душу населения. Разброс значения индекса составил от 0,16 (Танзания) до 1,01 (Бангладеш).
Выходец школы McKinsey |