Национальные кабельные операторы, диверсифицируя свой бизнес, все больше задумываются о предоставлении услуг интернет-доступа.
B процессе долгожданного оживления рынка проводного широкополосного интернет-доступа выделилось несколько фаворитов. Как и традиционно во всем мире, в Украине ими стали владельцы уже существующих кабельных инфраструктур. Однако в отличие от лидера – «Укртелекома», дорабатывающего свою существующую сеть, компания «Воля» сразу целенаправленно строила свою сеть, учитывая возможность предоставления доступа в Интернет. На сегодняшний день она занимает около 35% рынка кабельного Интернета в Украине и до 65% – в Киеве. Обслуживает более 130 тыс. интернет-пользователей, а ее потенциальными абонентами являются еще 450 тыс. существующих «телевизионных» клиентов. Вкупе с качественными каналами связи, пропускной способности которых будет вполне достаточно в ближайшие годы, «Воля» получает неплохие шансы для успешного IPO.
Создатели пирога
История кабельного телевидения в Киеве начинается с киевского района Троещина. Именно там начала строить телевизионную сеть компания «Киевтелемонтаж» (КТМ), объединившая в начале 1990-х гг. ряд мелких кабельных сетей. С ней связывают зарождение кабельного телевидения в независимой Украине. В последующие годы параллельно с КТМ действовала компания «ИнтерВидеоКиев» (ИВК), также занимающаяся прокладкой телевизионных кабелей. К 2000 г. суммарная абонентская база этих двух операторов достигла порядка 400 тыс., и они контролировали около 80% столичного рынка.
Именно тогда интерес к ним проявила инвестиционная компания SigmaBleyzer. Правда, когда в 2001-2002 гг. она приобрела ИВК и КТМ, о рынке широкополосного Интернета никто и не задумывался. Однако уже тогда, в марте 1997 г., была очевидна перспектива развития данного направления. Международным телекоммуникационным союзом (ITU) был принят стандарт передачи данных в сетях кабельного телевидения DOCSIS, который позволил обеспечить совместимость оборудования и снизил его стоимость. Воодушевившись успехом зарубежных операторов кабельного телевидения во внедрении альтернативных услуг (в частности доступа в Сеть), SigmaBleyzer решила объединить приобретенные активы. По словам президента «Воли» Сергея Бойко, реструктуризировать две на первый взгляд близкие компании оказалось задачей не из легких. Если компания КТМ была госпредприятием с сильными техническими специалистами и чрезмерной бюрократией, то в ИВК корпоративная культура нацеливалась на продажу услуг и обслуживание клиентов. Потратив усилия на слияние двух команд, удалось получить разносторонних специалистов, что способствовало дальнейшему развитию фирмы.
Собственно, «Воля» как таковая была создана в 2002 г. – 1 июня утвердили ее корпоративный кодекс. В том же году был создан бренд «Воля Бродбенд», под которым и начала предоставляться услуга широкополосного доступа в Интернет. Тогда компания своим новым сервисом произвела некоторый прорыв на рынке, занятом провайдерами услуг коммутируемого доступа (dial-up). Рынок был разделен между многочисленными игроками, а лидирующие позиции занимали IPTelecom, UkrNet и «Свит Онлайн». Однако объем рынка доступа на то время был небольшой: его лидер IPTelecom в 2001 г. обошелся новым владельцам, по некоторым данным, в $900 тыс. Относительно высокая стоимость услуги и невысокий спрос на рынке в то время не обеспечивали значительной динамики роста и «Воле»: в 2004 г. у нее было всего 10 тыс. интернет-абонентов. И все же процесс не стоял на месте: «Воля» соорудила кольцевую оптоволоконную сеть вокруг Киева, модернизировала узкополосные участки существующей на то время сети, открыла call-центр.
Интерес для SigmaBleyzer в данном проекте очевиден: потратившись на покупку двух сравнительно небольших операторов и вкладывая ежегодно десятки миллионов долларов в развитие компании и персонал, инвесторы создали компанию, за которую они, по оценкам экспертов, могут рассчитывать получить $400-600 млн. в случае ее выхода на IPO.
Все дело в сети
Сегодня украинский рынок доступа в Интернет выглядит почти зрелым. Он разделился на широкополосный и узкополосный, беспроводной и кабельный. Что касается широкополосного доступа, то, по мнению Татьяны Ильяшенко из GfK Ukraine, его следует разделять на корпоративный и массовый. Причем несмотря на казалось бы большое количество провайдеров, предоставляющих услуги широкополосного кабельного интернет-доступа и ориентированных на массовую аудиторию, в Киеве абсолютное лидерство за «Волей». Это объясняется не столько перспективностью ее технологии и типом доступа, сколько наличием собственной инфраструктуры. К примеру, в столице общее количество абонентов «Воли» уже превышает 500 тыс. Большинство из них пользуются услугой кабельного телевидения, но приобщить их к Интернету гораздо проще, чем протянуть сеть к новым абонентам.
Помимо «Воли», счастливыми владельцами обширной сети являются компании, которые в свое время строили ее для иных целей. Наибольшей кабельной сетью обладает «Укртелеком». Ко второму полугодию 2007 г. общее количество абонентов компании возросло до 10,2 млн. По данным ПРАЙМ-ТАСС, количество пользователей его услуги «Ого!» достигло 100 тыс., а к концу этого года может удвоиться. В то же время у «Воли» темпы роста числа пользователей Интернета ниже: если к концу 2006 г. компании удалось подключить немногим более 90 тыс. абонентов, то за первую половину 2007 г. эта цифра возросла до 130 тыс. Значительная часть абонентов «Воли» сосредоточена в столице, в то время как у «Укртелекома» киевлян всего 17 тыс. абонентов. Кроме того, «Воля» может предоставить значительно выше скорость передачи данных – до 38 Мбит/с, по сравнению с 0,3-4 Мбит/с у «Укртелекома».
Хотя у «Воли» есть и другие конкуренты. Речь идет о компаниях, владеющих технологией FTTP, предполагающей прокладку оптоволоконных коммуникаций к каждому дому. Среди них «Киевские сети», «Укрлинк», Intellecom, Lanet Network и другие. Часть из них выросли из домашних локальных сетей, поэтому зачастую не превышают масштабов одного района. Зато скорость подключения к Интернету в подобных сетях может достигать 100 и даже 1000 Мбит/с. Правда, непонятно, зачем домашним пользователям такая скорость. С этим согласна и Татьяна Ильяшенко: «Строить новую инфраструктуру (в частности FTTP) пока не очень выгодно – спрос со стороны массового сегмента на услуги широкополосного Интернета еще низкий».
Между тем, несмотря на значительное количество конкурентов, именно «Воля» диктует цены на рынке, поскольку с введением ею новых тарифных планов они дублируются большинством мелких игроков. Абоненту «Воли» приходится платить за доступ в Сеть от 25 до 150 грн. в месяц в зависимости от количества предоплаченных мегабайт. Исходя из этого можно сделать вывод, что ARPU (средний ежемесячный доход с одного абонента) от широкополосного Интернета достаточно высокий (он не оглашается). Глава правления «Укртелекома» Георгий Дзекон утверждает, что к началу 2007 г. ARPU услуги «Ого!» составлял 160-165 грн. и не должен опуститься ниже 150 грн. к концу года. Николай Москаленко, директор компании «Теремки Лан», более скромен в оценках. Он утверждает, что средний доход от одного домашнего абонента составляет 75-90 грн. в месяц. А по оценкам GfK Ukraine, этот показатель и того ниже – порядка 60 грн. Учитывая даже самую скромную оценку, доходы «Воли» от предоставления доступа в Интернет уже вплотную приблизились к уровню доходов от кабельного телевидения, где ARPU колеблется в пределах $4-6.
Несмотря на то что некоторые участки сети «Воли»уже устарели и требуют модернизации, общие ее показатели высокие. Так, в сентябре компания внедрила новый канал передачи данных по Украине на 10 Гбит/с и теперь общая пропускная способность по украинским каналам достигнет 12 Гбит/с. А внешние каналы «Воли», обеспечивающие доступ к зарубежному Интернету, составляют 1,5 Гбит/с. (Для сравнения: в «Киевских сетях» эти показатели составляют 1 Гбит/с и 100 Мбит/с соответственно, однако и количество абонентов там несопоставимо меньше.) Над поддержкой сети только в столице трудится более 700 технических специалистов. Для повышения лояльности абонентов «Воля» ввела компенсацию в случае, если Интернет не работал более 72 часов по техническим причинам.
Помимо Киева, «Воля» обладает сетями во Львове, Алчевске и Черновцах. Причем г-н Бойко утверждает, что компании по силам построить необходимую сеть в любом городе Украины. Правда, конкретными планами относительно региональной экспансии не делится.
Обозримые горизонты
До конца 2008 года «Воля» готовится инвестировать $23 млн. в развитие услуг. Значительная часть этих средств пойдет на обеспечение абонентов современными декодерами, кабельными модемами, а также на модернизацию и расширение сетей. В ближайших планах компании – строительство оптоволоконной сети во Львове. В то же время дополнительным услугам, основанным на высокоскоростном Интернете, уделяется не очень много внимания. Пока такая модель подходит для большинства интернет-провайдеров, поскольку Глобальная сеть построена таким образом, что абоненты могут самостоятельно найти в ней большинство дополнительных сервисов. Сейчас целесообразно развивать лишь те услуги, которые могут стать массовыми и соответственно принести прибыль провайдеру. Одним из таких сервисов обещает стать IP-телефония, причем «Воля» уже внедрила ее для своих абонентов, однако на сегодня они могут общаться лишь между собой. «Для того чтобы развивать междугородную и международную телефонию, необходима лицензия, но проблема даже не в ней. Дело в том, что сейчас сильно зарегулирован процесс получения номерного ресурса, формально являющегося государственным, но на самом деле управляется одной из компаний («Укртелеком». – Прим. ред.), что не совсем корректно», – считает Сергей Бойко. В то же время он не видит принципиального различия между традиционной и IP-телефонией в отношении передачи голоса, однако последняя отличается количеством дополнительных сервисов (к примеру, возможны видеоконференции).
Еще одной интересной услугой компании стал хостинг серверов под торговой маркой «Дата-центр Воля», запущенный более года назад. Провайдер сдает клиенту в аренду свои серверы, расположенные на его территории и подключенные к каналам связи. Это позволяет клиенту осуществлять поддержку своих сайтов и других онлайновых служб с большим объемом трафика. Сегодня дата-центром пользуются более 500 абонентов, причем их количество постоянно растет. Как утверждает Алексей Акулов, руководитель «Дата-центра Воля», аудиторию услуги условно можно разделить по абонплате. Так, наиболее доступными тарифными предложениями как правило пользуются частные лица, в то время как предложения свыше 700 грн./мес. востребованы для организаций или коммерческих проектов. «На сегодняшний день данный вид деятельности растет в мире лавинообразно, что связано с переходом многих бизнес-процессов в Интернет», – добавляет он.
Параллельно «Воля» рассматривает внедрение услуги triple play (передача данных, голоса и видео по одному каналу). В этом году компания запустит в тестовом варианте, а в следующем – в коммерческом услугу NVoD (адресная трансляция телеконтента со смещением во времени), которая будет предоставляться для всех подписчиков цифрового телевидения. В 2008 г. протестируют услугу телевидения высокой четкости (HDTV), тогда же «Воля» намерена полностью перейти на цифровой формат телевещания.
Между тем основная организационная задача «Воли» на ближайшее время – IPO. Сейчас компания проходит многочисленные проверочные процедуры, для чего были привлечены известные подрядчики – Goldman Sachs и UBS. Выпустить акции планируется через один-два года. Некоторые игроки рынка и СМИ увидели в нынешних действиях «Воли» намерения владельцев продать ее. К примеру, российские «Ведомости» сообщили о том, что в покупке «Воли» заинтересованы международная компания Warburg Pincus, польская Vectra, российские «Ренова медиа», АФК «Система» и «Национальные кабельные сети». Однако Сергей Бойко категорически отрицает возможность продажи своего детища. В частности, он отметил, что шумиха в российских СМИ связана с заинтересованностью некоторых участников рынка в том, чтобы помешать выходу «Воли» на биржу.
К столичным домохозяйствам |