Site icon Companion UA

Волевая диверсификация

Национальные кабельные операторы, диверсифицируя свой бизнес, все больше задумываются о предоставлении услуг интернет-доступа.


B процессе долгожданного оживления рынка проводного широкополосного интернет-доступа выделилось несколько фаворитов. Как и традиционно во всем мире, в Украине ими стали владельцы уже существующих кабельных инфраструктур. Однако в отличие от лидера – «Укртелекома», дорабатывающего свою существующую сеть, компания «Воля» сразу целенаправленно строила свою сеть, учитывая возможность предоставления доступа в Интернет. На сегодняшний день она занимает около 35% рынка кабельного Интернета в Украине и до 65% – в Киеве. Обслуживает более 130 тыс. интернет-пользователей, а ее потенциальными абонентами являются еще 450 тыс. существующих «телевизионных» клиентов. Вкупе с качественными каналами связи, пропускной способности которых будет вполне достаточно в ближайшие годы, «Воля» получает неплохие шансы для успешного IPO.


Создатели пирога
История кабельного телевидения в Киеве начинается с киевского района Троещина. Именно там начала строить телевизионную сеть компания «Киевтелемонтаж» (КТМ), объединившая в начале 1990-х гг. ряд мелких кабельных сетей. С ней связывают зарождение кабельного телевидения в независимой Украине. В последующие годы параллельно с КТМ действовала компания «ИнтерВидеоКиев» (ИВК), также занимающаяся прокладкой телевизионных кабелей. К 2000 г. суммарная абонентская база этих двух операторов достигла порядка 400 тыс., и они контролировали около 80% столичного рынка.


Именно тогда интерес к ним проявила инвестиционная компания SigmaBleyzer. Правда, когда в 2001-2002 гг. она приобрела ИВК и КТМ, о рынке широкополосного Интернета никто и не задумывался. Однако уже тогда, в марте 1997 г., была очевидна перспектива развития данного направления. Международным телекоммуникационным союзом (ITU) был принят стандарт передачи данных в сетях кабельного телевидения DOCSIS, который позволил обеспечить совместимость оборудования и снизил его стоимость. Воодушевившись успехом зарубежных операторов кабельного телевидения во внедрении альтернативных услуг (в частности доступа в Сеть), SigmaBleyzer решила объединить приобретенные активы. По словам президента «Воли» Сергея Бойко, реструктуризировать две на первый взгляд близкие компании оказалось задачей не из легких. Если компания КТМ была госпредприятием с сильными техническими специалистами и чрезмерной бюрократией, то в ИВК корпоративная культура нацеливалась на продажу услуг и обслуживание клиентов. Потратив усилия на слияние двух команд, удалось получить разносторонних специалистов, что способствовало дальнейшему развитию фирмы.


Собственно, «Воля» как таковая была создана в 2002 г. – 1 июня утвердили ее корпоративный кодекс. В том же году был создан бренд «Воля Бродбенд», под которым и начала предоставляться услуга широкополосного доступа в Интернет. Тогда компания своим новым сервисом произвела некоторый прорыв на рынке, занятом провайдерами услуг коммутируемого доступа (dial-up). Рынок был разделен между многочисленными игроками, а лидирующие позиции занимали IPTelecom, UkrNet и «Свит Онлайн». Однако объем рынка доступа на то время был небольшой: его лидер IPTelecom в 2001 г. обошелся новым владельцам, по некоторым данным, в $900 тыс. Относительно высокая стоимость услуги и невысокий спрос на рынке в то время не обеспечивали значительной динамики роста и «Воле»: в 2004 г. у нее было всего 10 тыс. интернет-абонентов. И все же процесс не стоял на месте: «Воля» соорудила кольцевую оптоволоконную сеть вокруг Киева, модернизировала узкополосные участки существующей на то время сети, открыла call-центр.


Интерес для SigmaBleyzer в данном проекте очевиден: потратившись на покупку двух сравнительно небольших операторов и вкладывая ежегодно десятки миллионов долларов в развитие компании и персонал, инвесторы создали компанию, за которую они, по оценкам экспертов, могут рассчитывать получить $400-600 млн. в случае ее выхода на IPO.


Все дело в сети
Сегодня украинский рынок доступа в Интернет выглядит почти зрелым. Он разделился на широкополосный и узкополосный, беспроводной и кабельный. Что касается широкополосного доступа, то, по мнению Татьяны Ильяшенко из GfK Ukraine, его следует разделять на корпоративный и массовый. Причем несмотря на казалось бы большое количество провайдеров, предоставляющих услуги широкополосного кабельного интернет-доступа и ориентированных на массовую аудиторию, в Киеве абсолютное лидерство за «Волей». Это объясняется не столько перспективностью ее технологии и типом доступа, сколько наличием собственной инфраструктуры. К примеру, в столице общее количество абонентов «Воли» уже превышает 500 тыс. Большинство из них пользуются услугой кабельного телевидения, но приобщить их к Интернету гораздо проще, чем протянуть сеть к новым абонентам.


Помимо «Воли», счастливыми владельцами обширной сети являются компании, которые в свое время строили ее для иных целей. Наибольшей кабельной сетью обладает «Укртелеком». Ко второму полугодию 2007 г. общее количество абонентов компании возросло до 10,2 млн. По данным ПРАЙМ-ТАСС, количество пользователей его услуги «Ого!» достигло 100 тыс., а к концу этого года может удвоиться. В то же время у «Воли» темпы роста числа пользователей Интернета ниже: если к концу 2006 г. компании удалось подключить немногим более 90 тыс. абонентов, то за первую половину 2007 г. эта цифра возросла до 130 тыс. Значительная часть абонентов «Воли» сосредоточена в столице, в то время как у «Укртелекома» киевлян всего 17 тыс. абонентов. Кроме того, «Воля» может предоставить значительно выше скорость передачи данных – до 38 Мбит/с, по сравнению с 0,3-4 Мбит/с у «Укртелекома».


Хотя у «Воли» есть и другие конкуренты. Речь идет о компаниях, владеющих технологией FTTP, предполагающей прокладку оптоволоконных коммуникаций к каждому дому. Среди них «Киевские сети», «Укрлинк», Intellecom, Lanet Network и другие. Часть из них выросли из домашних локальных сетей, поэтому зачастую не превышают масштабов одного района. Зато скорость подключения к Интернету в подобных сетях может достигать 100 и даже 1000 Мбит/с. Правда, непонятно, зачем домашним пользователям такая скорость. С этим согласна и Татьяна Ильяшенко: «Строить новую инфраструктуру (в частности FTTP) пока не очень выгодно – спрос со стороны массового сегмента на услуги широкополосного Интернета еще низкий».


Между тем, несмотря на значительное количество конкурентов, именно «Воля» диктует цены на рынке, поскольку с введением ею новых тарифных планов они дублируются большинством мелких игроков. Абоненту «Воли» приходится платить за доступ в Сеть от 25 до 150 грн. в месяц в зависимости от количества предоплаченных мегабайт. Исходя из этого можно сделать вывод, что ARPU (средний ежемесячный доход с одного абонента) от широкополосного Интернета достаточно высокий (он не оглашается). Глава правления «Укртелекома» Георгий Дзекон утверждает, что к началу 2007 г. ARPU услуги «Ого!» составлял 160-165 грн. и не должен опуститься ниже 150 грн. к концу года. Николай Москаленко, директор компании «Теремки Лан», более скромен в оценках. Он утверждает, что средний доход от одного домашнего абонента составляет 75-90 грн. в месяц. А по оценкам GfK Ukraine, этот показатель и того ниже – порядка 60 грн. Учитывая даже самую скромную оценку, доходы «Воли» от предоставления доступа в Интернет уже вплотную приблизились к уровню доходов от кабельного телевидения, где ARPU колеблется в пределах $4-6.

Несмотря на то что некоторые участки сети «Воли»уже устарели и требуют модернизации, общие ее показатели высокие. Так, в сентябре компания внедрила новый канал передачи данных по Украине на 10 Гбит/с и теперь общая пропускная способность по украинским каналам достигнет 12 Гбит/с. А внешние каналы «Воли», обеспечивающие доступ к зарубежному Интернету, составляют 1,5 Гбит/с. (Для сравнения: в «Киевских сетях» эти показатели составляют 1 Гбит/с и 100 Мбит/с соответственно, однако и количество абонентов там несопоставимо меньше.) Над поддержкой сети только в столице трудится более 700 технических специалистов. Для повышения лояльности абонентов «Воля» ввела компенсацию в случае, если Интернет не работал более 72 часов по техническим причинам.

Помимо Киева, «Воля» обладает сетями во Львове, Алчевске и Черновцах. Причем г-н Бойко утверждает, что компании по силам построить необходимую сеть в любом городе Украины. Правда, конкретными планами относительно региональной экспансии не делится.


Обозримые горизонты
До конца 2008 года «Воля» готовится инвестировать $23 млн. в развитие услуг. Значительная часть этих средств пойдет на обеспечение абонентов современными декодерами, кабельными модемами, а также на модернизацию и расширение сетей. В ближайших планах компании – строительство оптоволоконной сети во Львове. В то же время дополнительным услугам, основанным на высокоскоростном Интернете, уделяется не очень много внимания. Пока такая модель подходит для большинства интернет-провайдеров, поскольку Глобальная сеть построена таким образом, что абоненты могут самостоятельно найти в ней большинство дополнительных сервисов. Сейчас целесообразно развивать лишь те услуги, которые могут стать массовыми и соответственно принести прибыль провайдеру. Одним из таких сервисов обещает стать IP-телефония, причем «Воля» уже внедрила ее для своих абонентов, однако на сегодня они могут общаться лишь между собой. «Для того чтобы развивать междугородную и международную телефонию, необходима лицензия, но проблема даже не в ней. Дело в том, что сейчас сильно зарегулирован процесс получения номерного ресурса, формально являющегося государственным, но на самом деле управляется одной из компаний («Укртелеком». – Прим. ред.), что не совсем корректно», – считает Сергей Бойко. В то же время он не видит принципиального различия между традиционной и IP-телефонией в отношении передачи голоса, однако последняя отличается количеством дополнительных сервисов (к примеру, возможны видеоконференции).


Еще одной интересной услугой компании стал хостинг серверов под торговой маркой «Дата-центр Воля», запущенный более года назад. Провайдер сдает клиенту в аренду свои серверы, расположенные на его территории и подключенные к каналам связи. Это позволяет клиенту осуществлять поддержку своих сайтов и других онлайновых служб с большим объемом трафика. Сегодня дата-центром пользуются более 500 абонентов, причем их количество постоянно растет. Как утверждает Алексей Акулов, руководитель «Дата-центра Воля», аудиторию услуги условно можно разделить по абонплате. Так, наиболее доступными тарифными предложениями как правило пользуются частные лица, в то время как предложения свыше 700 грн./мес. востребованы для организаций или коммерческих проектов. «На сегодняшний день данный вид деятельности растет в мире лавинообразно, что связано с переходом многих бизнес-процессов в Интернет», – добавляет он.


Параллельно «Воля» рассматривает внедрение услуги triple play (передача данных, голоса и видео по одному каналу). В этом году компания запустит в тестовом варианте, а в следующем – в коммерческом услугу NVoD (адресная трансляция телеконтента со смещением во времени), которая будет предоставляться для всех подписчиков цифрового телевидения. В 2008 г. протестируют услугу телевидения высокой четкости (HDTV), тогда же «Воля» намерена полностью перейти на цифровой формат телевещания.


Между тем основная организационная задача «Воли» на ближайшее время – IPO. Сейчас компания проходит многочисленные проверочные процедуры, для чего были привлечены известные подрядчики – Goldman Sachs и UBS. Выпустить акции планируется через один-два года. Некоторые игроки рынка и СМИ увидели в нынешних действиях «Воли» намерения владельцев продать ее. К примеру, российские «Ведомости» сообщили о том, что в покупке «Воли» заинтересованы международная компания Warburg Pincus, польская Vectra, российские «Ренова медиа», АФК «Система» и «Национальные кабельные сети». Однако Сергей Бойко категорически отрицает возможность продажи своего детища. В частности, он отметил, что шумиха в российских СМИ связана с заинтересованностью некоторых участников рынка в том, чтобы помешать выходу «Воли» на биржу.







К столичным домохозяйствам

Татьяна Ильяшенко, ведущий аналитик GfK Ukraine:
– «Воля Бродбенд» является безусловным лидером на рынке услуг домашнего Интернета в Киеве. Достаточно успешно действует и в корпоративном сегменте, работая преимущественно со средними и малыми предприятиями. Тем не менее говорить о лидерстве этой компании в масштабах всей Украины рано. По нашему мнению, основными конкурентами «Воли Бродбенд» сейчас являются «Укртелеком» и, возможно, операторы мобильной связи (в том числе CDMA). Последние уже предлагают вполне конкурентные тарифы по сравнению с «Укртелекомом». В конце концов хорошее снижение цены может компенсировать различия в скорости доступа.
Первая задача, которая стоит перед «Волей» в ближайшее время, – перевод всех абонентов кабельного телевидения на цифровые пакеты. Это проблема и для PR-службы, ведь в случае неудачи данный процесс может навредить имиджу компании в целом, в том числе и подразделению широкополосного доступа. Вторая задача – запустить услугу видео по запросу. Она новая и очень перспективная, но требовательная с точки зрения маркетинга.
Что касается рынка широкополосного доступа в Интернет, то для корпоративного сегмента этот год ознаменовался очень высоким ростом спроса – крупнейшие города-миллионники фактически приблизились к точке насыщения. Рынок домашнего Интернета в Украине фактически только зарождается. Сейчас лишь 10% украинцев имеют доступ из дома. В течение последних лет спрос на данную услугу неуклонно растет, однако темпы прироста достаточно низкие.

Exit mobile version