С курением табака борются во многих странах. Но если на Западе борьба идет с ним как с вредной привычкой, то в Украине объект борьбы – потребители табачных изделий и их производители. Основанием для подобных утверждений является то, что из всех возможных форм борьбы власти выбрали две: повышение акцизов и запрет рекламы табачных изделий. Причем обе эти меры практически не способны оказать влияния на уровень табакокурения в стране. Одним из подтверждений этого являются результаты национального социологического исследования, проведенного в августе-сентябре 2011 г. компанией Бюро статистического анализа. Посредством телефона и Интернета были опрошены 1,6 тыс. человек старше 18 лет.
Подавляющее количество респондентов (77%) считают, что поднятие акцизов не может решить проблему с курением в Украине. Оказалось, что 57% пристрастились к нему под влиянием окружающих людей, а не рекламы, и только 18% готовы отказаться от курения при повышении цен на сигареты. Однако при этом 75% считают, что увеличение акцизов приведет к возрастанию теневых продаж. Уверенность этих людей основана не на ощущении, а на личном опыте. А теневые продажи – это контрабанда и контрафактная продукция, от реализации которой бюджет практически ничего не получает. То есть добавочные поступления в бюджет от повышения ставок акцизов могут быть «успешно» компенсированы спадом официальных продаж. Подтверждений подобной связи существует много в современной отечественной и зарубежной практике.
Дополнительное финансовое давление и ограничение в доступе к информации вряд ли улучшат ситуацию в обществе, тем более что, судя по результатам того же исследования, табакокурение с рейтингом 1% находится в третьем десятке социальных проблем современного украинского общества. Возглавляют же список низкий уровень зарплат и социальных выплат (43%), упадок украинской экономики (41%), рост цен на продукты питания и социальные услуги (39%), коррупция (30%) и безработица (29%). Проблема курения табака для респондентов по значимости оказалась на одном уровне с межэтническими проблемами и конфликтами, трудовой миграцией и невозможностью реализовать культурные потребности.
Владимир Демчак, президент Украинской торгово-промышленной конфедерации: «Результаты исследования однозначно указывают на то, что пристальное внимание к проблемам табакокурения в стране сейчас явно излишне. С 2008 по 2011 г. Верховной Радой было принято 14 законов, дополнительно регулирующих отрасль производства алкоголя и табачных изделий, а тех, что регулируют вопросы безработицы, – только два! За последние три года ставки акцизного сбора повышались семь (!) раз, что уже сделало легальные табачные изделия мало доступными для некоторых слоев населения. Как результат, в продаже появилось больше контрафактных сигарет, и был открыт «зеленый коридор» для дешевой контрабанды из России и Молдовы. На сегодня, по экспертным оценкам, объем нелегальной табачной продукции на рынке достигает 15%.
Одновременно продолжается лоббирование новых законопроектов, в которых снова декларируют повышение ставок акцизного сбора, ограничивают донесение информации о табачных изделиях, потребление и продажи сигарет. Последние три года легальный рынок угрожающе сокращается, но курильщиков меньше не становится, и вместо легальной табачной продукции они выбирают более дешевые контрабандные и контрафактные сигареты».