Что вынуждает людей продавать бизнес? И что вынуждает людей продавать успешный бизнес? Вопросы эти характерны для большинства потенциальных покупателей из стран бывшего СССР. В условиях современной экономики большинства развитых стран мира с высоким уровнем конкуренции и жесткими правилами рынка – развитие и продажа бизнеса уже давно стали отдельным направлением предпринимательства. Точно также как, люди покупают старые дома, реконструируют их и продают после этого, многие сегодня развивают бизнес исключительно с целью его дальнейшей продажи. С точки зрения покупателя это , наверное, можно назвать идеальной моделью продавца. Но не стоит забывать, что многие продают свой бизнес из-за проблем с партнерами, желанием начать новое дело, переездами или просто из-за неудачности бизнеса и многим иным причинам, но об этом мы поговорим подробнее позже.
Почему люди приобретают готовые бизнесы – вопрос тоже не всегда имеющий однозначный ответ. К очевидным преимуществам покупки готового бизнеса можно отнести:
1. Отпадает необходимость создания бизнеса и его первоначального развития, закупки оборудования, переговоров с поставщиками.
2. Покупается действующее предприятие, имеющее определенное положение на рынке.
3. Покупается не только сам бизнес, как производственный процесс, но и его клиенты. Тем самым бизнес может начать приносить прибыль с первого дня покупки.
4. Снимается необходимость поиска, найма и подготовки персонала, т.к. в большинстве случаев он охотно остается на старом месте после продажи бизнеса.
Этот список можно продолжить, но не следует забывать, что стоимость покупки готового бизнеса, это не столько стоимость товарных запасов и оборудования. Покупая готовый бизнес, покупатель всегда платит дополнительно за опыт, знания и навыки предыдущего владельца, за репутацию бизнеса, которой он смог достигнуть, за положение предприятия на рынке.
Сумма этих «дополнительных платежей» носит общее название good will – престиж, деловая репутация, контакты, клиенты и кадры бизнеса, как его активы, которые могут быть оценены и занесены на специальный счет, или иными словами, стоимость бизнеса сверх его балансовых активов. Good will не имеет самостоятельной рыночной стоимости и играет роль лишь при поглощение и слиянии.
Единственным разумным критерием оценки достоинств и недостатков покупки готового бизнеса для Вас может служить лишь его потенциальная прибыльность.
Мотивация покупки готового бизнеса
Первопричину мотивации покупки готового бизнеса следует искать в очевидной трудности развития бизнеса «с нуля», тем более это очевидно для людей лишь недавно приехавших в новую страну и еще с трудом представляющим реалии повседневной деловой жизни и устойчивой конкурентной борьбы в любой отрасли производства.
Решение о покупке бизнеса, безусловно, не может быть сиюминутным. Покупая бизнес, Вы очевидно можете преследовать две цели – инвестировать излишек денежных средств либо приобрести надежный экономический механизм, способный в дальнейшем обеспечить Ваше существование. Если Вы покупаете бизнес только с целью инвестирования средств, то подробнее на такой модели мы остановимся позже. Если же покупка готового бизнеса интересует Вас с точки зрения обеспечения дальнейшего существования, то первое, что Вам необходимо оценить, это собственный «производственный» опыт.
Очевидно, что человек всю жизнь занимающийся выращиванием виноградников должен быть осторожен, останавливая свой выбор на покупке бизнеса связанного с обслуживанием информационных сетей. Стоит ли компьютерному специалисту покупать в качестве бизнеса хлебопекарню? Многие бизнесы, даже не смотря на свою кажущуюся простоту, требуют определенных знаний и навыков. И не стоит надеяться на то, что Вы их легко получите. Большинство неудачных покупок бизнеса и, как следствие падение стоимости и прибыльности бизнеса, связаны как раз с отсутствием опыта подобной деятельности у покупателей бизнеса. Особенно осторожно следует относиться к покупкам технологических видов бизнеса и бизнесов, связанных непосредственно с обслуживанием покупателей, если Вы не имеете такового опыта.
Тем не менее, если Вы все-таки покупаете бизнес, о функционирование которого Вы имеете (объективно!) малое представление, имейте твердые гарантии того, что хорошо подготовленный персонал остается работать в Вашем новом бизнесе, либо Вы имеете возможность найма такового персонала. Не следует забывать, что при этом, Вы легко можете попасть в зависимость к добросовестности и исполнительности (либо отсутствию таковой) своего персонала.
Материал предоставлен БЮРО ПЕРЕВОДОВ «ЛЕВ»