ФРС сохранит базовую ставку, будет искать новые возможности стимулировать рост экономики – прогноз

Федеральная резервная система (ФРС) США по итогам двухдневного заседания 1-2 ноября, как ожидается, воздержится от изменения базовой процентной ставки, при этом сфокусируется на поиске иных мер, направленных на поддержку роста экономики, пишет газета The New York Times.

ФРС удерживает базовую ставку в диапазоне 0-0,25% годовых с декабря 2008 года, безработица при этом остается на уровне выше 9% 30-й месяц подряд. Не имея возможности и дальше снижать ставки, но сталкиваясь с необходимостью поддерживать никак не желающее набирать обороты восстановление экономики США, ФРС все чаще прибегает к нестандартным способам воздействия на уровень экономической активности.

В этом контексте одной из основных задач ФРС считает возможно большее снижение долгосрочных ставок, которые определяют стоимость заимствований для бизнеса и потребителей. Величина долгосрочных ставок во многом зависит от ожиданий рынка относительно будущего уровня краткосрочных ставок, которые устанавливаются ФРС.

Поскольку краткосрочные ставки ФРС уже находятся практически у нуля, американский ЦБ намерен более активно использовать собственные заявления в качестве инструмента кредитно-денежной политики, и, чтобы этот инструмент был более действенным, планирует делать свои заявления все более прозрачными.

Так, в августе FOMC объявил о намерении удерживать ставки на текущем рекордно низком уровне вплоть до середины 2013 года, впервые обозначив относительно четкие сроки возможного изменения ставок.

В качестве одной из возможных мер, которые посылали бы рынкам более четкие сигналы о намерениях ФРС, глава Федерального резервного банка (ФРБ) Чикаго Чарльз Эванс предложил американскому ЦБ обозначить четкие временные рамки или условия, до удовлетворения которых базовая ставка будет удерживаться на нынешнем уровне, например, до тех пор, пока уровень безработицы не опустится до 7%, либо до тех пор, пока главный инфляционный показатель ФРС – индекс Core CPI (то есть цены без учета стоимости топлива и продуктов питания) не ускорится до 3%.

ФРС никогда не делала секрета из того, что хотела бы видеть темпы инфляции у отметки в 2% в годовом выражении (в августе 2011 года индекс Core CPI составлял как раз 2%), однако этот целевой показатель до сих пор никак официально не связан с решениями об изменении кредитно-денежной политики.

Между тем все большее число экономистов призывает ФРС к тому, чтобы в своей политике Центробанк ориентировался на ускорение темпов роста экономики в большей степени, чем на сдерживание рисков инфляции. Это в свою очередь означает, что американскому ЦБ придется смириться с более высокими темпами инфляции в краткосрочной перспективе. В последнее время эта позиция также стала находить поддержку среди отдельных членов ФРС.

"Учитывая то, какие как плохо мы справляемся со своей задачей обеспечений полной занятости, следует принять на себя более высокие риски инфляции в краткосрочной перспективе, как следствие мер, направленных на сокращение безработицы, – отметил Ч.Эванс. – Я думаю, ФРС следует предпринять больше усилий в этом направлении".

Некоторые аналитики считают, что в качестве целевого показателя также может использоваться значение ВВП в номинальном выражении.

Один из вариантов, предложенный профессором Калифорнийского университета в Беркли Кристиной Ромер, предлагает взять за базовый уровень объем ВВП 2007 года. При этом целевой показатель ФРС, по этой модели, должен рассчитываться исходя из среднегодовых темпов роста ВВП в период, предшествовавший рецессии. В реальном выражении (то есть с поправкой на инфляцию) среднегодовые темпы роста американской экономики составляют 2,5%. Учитывая неофициальный целевой уровень инфляции ФРС в 2%, целевые темпы роста ВВП в номинальном выражении будут составлять порядка 4,5%.

Такой целевой показатель, с одной стороны, предоставляет широкие возможности для стимулирования экономики посредством увеличения денежной массы, но, с другой, поскольку целевой уровень ВВП будет устанавливаться в абсолютном выражении, ставит перед ФРС нелегкую задачу: если в каком-либо конкретном году ВВП в номинальном выражении не вырос до запланированного уровня, это отставание необходимо будет наверстывать в последующие периоды.

В настоящее время номинальный ВВП США сократился относительно докризисного уровня на 10%, принятие целевых уровней показателя обяжет ФРС ликвидировать это отставание.

Аналогичный шаг в конце 70-х помог занимавшему тогда пост главы ФРС Полу Волкеру побороть инфляцию. Тогда П.Волкер, предположив, что темпы инфляции зависят от объема денежной массы, установил целевой уровень для этого показателя. Его достижение потребовало от ФРС повышения ставок до рекордных значений. Это повлекло за собой спад в экономике и скачок безработицы, однако темпы инфляции упали с 11% в 1979 году до 3% в 1983 году.

В настоящее время FOMC публикует долгосрочные прогнозы относительно темпов роста ВВП, уровня безработицы и инфляции на ежеквартальной основе. В июне целевой уровень инфляции составлял порядка 1,7-2%, а безработицы – 5,2-5,6%.

Среди прочих мер, к которым может прибегнуть ФРС, различные аналитики называют снижение обменного курса национальной валюты, и, что еще менее вероятно ввиду жесткого противостояния политиков, расширение программы выкупа облигаций.

В сентябре ФРС начала реализацию программы изменения структуры портфеля облигаций в пользу более "длинных" бумаг, получившей название "Операция "Твист".

Операция "Твист" предполагает, что ФРС купит гособлигации США со сроком обращения от 6 до 30 лет на сумму $400 млрд, продав на эту же сумму бумаги с погашением от трех месяцев до трех лет. Покупка облигаций Федеральным резервом сокращает предложение этих бумаг на рынке и приводит к росту их цены, что подталкивает держателей бондов к продаже. Освободившиеся средства инвесторы стремятся вложить в активы с более высокой доходностью, а соответственно, в более рискованные, например, в корпоративные облигации и ипотечные бумаги.

Внутри самого Комитета по открытым рынкам (FOMC) ФРС нет пока единства относительно политики, которую проводит ЦБ в отношении экономики. Так, пятеро из десяти глав федеральных резервных банков (ФРБ) в той или иной степени выступают против того варианта денежно-кредитной политики, которого придерживается глава ФРС Бен Бернанке, трое консервативных членов комитета считают, что ФРС сделала больше, чем от нее требовалось, и двое глав ФРБ полагают, что ЦБ следует активизироваться и предпринять новые шаги, направленные на стимулирование экономики.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь