Молочные ручейки

В значительной мере розничные цены на продукты питания растут потому, что в стране плохо налажены процессы производства сельхозпродукции. Рынок молока тому подтверждение.


B настоящее время в Украине существует огромная нехватка сырого молока. С одной стороны, это вынуждает переработчиков покупать любое сырье, с другой – не стимулирует хозяйства уделять внимание качеству молока.


Чтобы хоть как-то обеспечить себя сырьем, молокозаводы начинают инвестировать в строительство ферм. Например, «Западная молочная группа» намерена весной следующего года начать сооружение двух молочных ферм на 2000 коров каждая. Это позволит предприятию удовлетворить потребность в сырье на 20%. Руководство российской компании «Нутритек», владеющей контрольным пакетом акций Хорольского молочно-консервного комбината (Полтавская область), собирается в конце 2007 – начале 2008 г. развернуть строительство в Украине двух молочно-товарных комплексов на 5000 коров каждый.


К этому бизнесу начали подключаться и непрофильные инвесторы. Так, руководство компании «Укрпроминвест» планирует в 2008 г. реконструировать две молочно-товарные фермы в Винницкой области на 400 голов каждая.

Но не все предприятия намерены вкладывать средства в создание новых ферм, поскольку считают это для себя непрофильным бизнесом. Об этом «&» рассказал Дмитрий Чаусов, директор департамента закупок Группы компаний «Клуб сыра», одного из самых крупных потребителей сырого молока.


Каковы причины роста цен на сырье в молочной промышленности?
Начиная с августа 2007 г. закупочная цена на сырое молоко выросла с 1,4 до 2 грн. Естественно, это спровоцировало повышение цен на готовую продукцию, хотя объективных причин подорожания сырья на тот момент не было. Традиционно цены на молоко увеличиваются на 10-15% в октябре, по окончании сезона выпаса скота. Но это не приводит к нарушению рыночного баланса.


На мой взгляд, сейчас имеет место искусственный разогрев рынка, вызванный спекуляциями трейдеров, так как никакой видимой корреляции с традиционными факторами ценообразования – повышением стоимости в связи с погодными условиями, низким урожаем или сезонностью – не наблюдается. (У других операторов по этому поводу иное мнение. – Прим. ред.) Из этого следует, что нынешний рост цен необходимо рассматривать как классическую игру на повышение – любимый прием биржевых брокеров, взятый на вооружение перекупщиками молока. Механизм таков: трейдер формирует иллюзию дефицита сырья и аргументирует этим повышение закупочных цен.


Каковы последствия роста закупочных цен на сырое молоко?
Рынок продуктов молокопереработки довольно специфичен. Как правило, незначительное сезонное повышение цен на высокомаржинальные продукты (то есть с высокой добавочной стоимостью – йогурты, творожки и проч.) несущественно отражается на объемах продаж. Примерно так же обстоят дела и с твердыми сырами. Однако пастеризованное и стерилизованное молоко – продукты с низкой добавочной стоимостью – очень чувствительны к цене сырья, потому что в структуре себестоимости оно занимает до 70%. По этой причине двукратное повышение цены на сырье приводит к удорожанию переработанного молока также в два раза. Но потребители зачастую не готовы платить двойную цену за эти продукты. В данной ситуации для производителей единственно экономически оправданный шаг – сокращение выпуска низкомаржинальных товаров.


Я полагаю, что если цены на сырье будут расти и дальше, то переработчики скорее всего начнут сокращать объем производства пастеризованного и стерилизованного молока.


Подобная ситуация спекулятивного роста цен на молоко наблюдается и в России.


Способен ли рост цен стимулировать интерес производителей молочной продукции к развитию собственной сырьевой базы?
Производство молока для переработчика – непрофильный бизнес. По минимальным подсчетам создание комплекса на 2500 коров требует инвестиций в размере $20-30 млн., (с учетом покупки нетелей). Такая ферма сможет производить около 70 т молока в сутки. Например, чтобы произвести 1 кг твердого сыра нужно 10,5-11 л молока. Соответственно производителю, ежедневно перерабатывающему свыше 1 тыс. т молока в день, нужно 14 таких мегаферм.


Правда, это может быть оправданно для небольших переработчиков. К примеру, если маслосырзавод перерабатывает около 70 т молока в сутки, то, инвестировав $20 млн. в коровник, можно обеспечить переработку собственным сырьем.


Крупные российские переработчики пытались пойти по пути создания собственной сырьевой базы и столкнулись с множеством проблем. В целом крупнейшие переработчики, решившие инвестировать в создание собственной сырьевой базы, на данный момент обеспечивают около 2% собственных потребностей. Нет примеров создания собственной сырьевой базы и среди транснациональных гигантов, ведь производство молока – отдельный бизнес со своей спецификой.


Какие, на ваш взгляд, наиболее эффективные пути решения сырьевых проблем?
Как свидетельствует мировая практика, преодоление сырьевой лихорадки весьма проблематично при пассивной позиции государства. Сельское хозяйство в Европе традиционно было на дотации государств (до нынешнего года). Опыт показывает, что лишение государственной поддержки негативно сказывается даже на сельхозпредприятиях развитых стран, ведь Европа впервые за долгие годы не смогла сформировать интервенционный запас сырья.


Благотворное влияние государственной протекции видно на примере России. Там два года назад правительство инициировало национальный проект по развитию сельского хозяйства, в рамках которого предусмотрено предоставление аграриям доступа к беспроцентным кредитам. Это привлекло в отрасль грамотных инвесторов и производственников, и сегодня уже наблюдаются первые результаты.


Не менее важным инструментом стимулирования развития сырьевой базы является обеспечение условий для реинвестирования. Сейчас средства, которые могли бы использоваться для развития хозяйств, закупки современного оборудования, скота, кормов, оседают в карманах трейдеров. Мы ратуем за то, чтобы маржа от закупки сырья направлялась непосредственно на развитие хозяйств.


Чтобы противостоять формированию спекулятивных цен (а для любого переработчика вопрос цены на сырье является стратегически важным), производители готовой продукции должны работать в открытом информационном пространстве, понимать последствия своих действий для всего рынка и макроэкономики государства, и не спекулировать на конъюнктуре. Нет никакого смысла в сиюминутной прибыли, которая может подорвать отраслевой баланс на несколько лет.







Главная причина – неразвитость сырьевой базы



Михаил Артемьев, директор АОЗТ «Донецкий ГМЗ №2» (ТМ «Геркулес»): – Летняя засуха привела к резкому удорожанию кормов (в течение месяца на 50%), в связи с чем не только снизилась продуктивность, но и уменьшилось поголовье скота. При этом спрос со стороны переработчиков постоянно растет: потребность рынка в молоке превышает реальные возможности летом в полтора раза, зимой – почти в два. Поэтому переработчики, сражаясь за поставщиков сырья, провоцируют рост цен на заготовляемое молоко.
Дефицит сырья и проблема с его качеством побудили руководство нашей компании заняться вопросами производства молока. Для этого на базе одного из близлежащих хозяйств построен молочно-товарный комплекс, оснащенный современным импортным оборудованием. Он ежедневно дает до 10 т молока высшего сорта.


Владимир Петрина, генеральный директор ЗАО «Галичина»:
– Дефицит качественного сырья достигает катастрофических масштабов. Сегодня можно говорить о том, что спрос на него практически вдвое превышает предложение. В связи с этим мы активно инвестируем в сырьевую базу. В 2007 г. в данное направление уже поступило около 14 млн. грн. Параллельно с обсуждением перспективных проектов строительства собственных ферм делаем ставку на развитие сотрудничества с сельскими предпринимателями. Если каждый из них станет воспринимать производство сырья как маленький бизнес, можно рассчитывать на уровень содержания в одном дворе 10-15 голов дойного стада. Отсюда и внедренные нами программы стимулирования увеличения поголовья в частном секторе.


Валентина Кушнирук, директор по маркетингу
ТД «Западная молочная группа» (ТМ Optimal, «КОМО», «Гурманика»):

– Неразвитость сырьевой базы сдерживает развитие рынка готовой продукции, ведь сегодня только 5-7% сырого молока, произведенного в Украине, отвечает требованиям к высшему сорту. Проблему с сырьем придется решать всем участникам рынка: как отечественным производителям, так и компаниям с иностранными инвестициями. На наш взгляд, улучшение качества молока у поставщиков будет происходить постепенно, и только через пять-шесть лет оно достигнет должного уровня у большинства поставщиков.


Татьяна Ненарочкина, коммерческий директор ОАО АКК «Приднепровский» (ТМ «Злагода»):
– В настоящее время рынок сырья в Украине очень нестабильный и непредсказуемый. Например, сегодня сырья нет, а через две недели его достаточно, даже есть лишнее. Влияют на это отечественные производители сыров, экспортирующие свою продукцию в Россию, которая то открывает границы для украинских компаний, то закрывает. Не лучшим образом на ситуации с сырьем отразилось очень жаркое лето – объемы молока сократились раньше времени. Сейчас цена на сырье выше на 80% по сравнению с прошлым годом.

Залишити відповідь